Урок по теме «Обыкновенные дроби» в 5 классе
Учитель: Сегодня мы снова отправляемся в царство дробей. Готовы к путешествию? А как легче всего попасть в волшебное царство? (Надо произнести волшебное заклинание). Но, чтобы не попасть в нелепое положение в чужой стране, надо знать хотя бы основные законы этой страны. Давайте их повторим.
1. Что обозначает эта древняя запись 5/8 ?(обыкновенная дробь; 5- числитель; 8 – знаменатель.)
2. Что показывает числитель, а что знаменатель?
3. Какая дробь называется правильной, а какая неправильной? Привести примеры.
4. Правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями. Привести примеры.
5.Что обозначает дробная черта?
6. Как выделить целую часть из неправильной дроби? (Примеры приводят дети.)
Теперь мы готовы к путешествию.
Просим детей закрыть глаза и по предварительному выбору один из детей произносит свое заклинание, а остальные повторяют. (Заклинания составлялись заранее)
Мы учились, мы считали,
И от этого устали.
Стали дроби изучать,
голова болит опять.
Я решаю, не пойму,
Лучше духа позову.
«О, Дух, явись и с дробями разберись».
Дух явился на зов ко мне,
Очутились мы в неведомой стране.
Учитель: А теперь внимательно посмотрите вокруг, кто заметил приметы того, что мы действительно оказались в царстве-государстве дробей?
( 1 ученик =1/25 класса, 1 страница учебника = 1/286 всей книги, 1мм на линейке 1/10 см и т.д.)
Продолжим наше путешествие. Посмотрите, мы попали в картинную галерею.
( Используется интерактивная доска. На рисунке прямоугольник 3х4. Учащиеся параллельно выполняют задание в тетради.)
Каждая фигура-это 1 целая. В ходе деления на части убеждаемся, что 1/4=3/12; 2/6=1/3 и вместе с учащимися делаем вывод: если числитель и знаменатель дроби умножить или разделить на одно и тоже число, то получится равная ей дробь.
Закрепление. Сказка о дробях.
Ехала в электричке 1/3. Вдруг слышит по вагону идет 1 и кричит: «Где там эта 1/3? Я ей сейчас сделаю!» Но 1/3 быстро замаскировалась, прошла 1 и не узнала ее. В каком виде могла предстать 1/3? (2/6, 4/12…)
Давайте и мы поиграем в прятки. Давайте спрячем 1=2/2=3/3=…; 2=4/2=8/4…
(Эту игру можно проводить на следующих уроках уже ребятам.)
А с какими числами мы дружили в начальной школе? ( С натуральными)
А что это за числа? А как вы думаете, дружат между собой натуральные и дробные числа?
Кто может привести пример, где натуральные числа применяются вместе с дробями?
Задачу трудную мне нужно решить без запинки.
Мне с братом надо разделить по братски мандаринки.
Но есть проблема: нечетное число, на два не делится оно.
Я разделила мандаринки!
И получилось нам с Максимкой по целой по одной и половинке.
А это, значит,3/2 =1 1/2. ( Ребята приводят примеры. Это один из них.)
Такие числа называются смешанными.
А теперь мы попали на турнир магических квадратов. (Интерактивная доска.)
В свободные клетки квадрата надо записать такие числа, чтобы сумма чисел по любой горизонтали, вертикали и диагонали была равна 18.
6 5/19 | 8 7/19 | |
7 6/19 |
(Составить свой магический квадрат можно предложить в качестве домашнего задания).
Посмотрите, кто идет нам на встречу! Узнали? Уравнения. А по какому признаку мы их узнали? (Равенство, содержащее переменную).Кто хочет подружиться с этими жителями страны дробей? (Решение на доске и тетрадях).
х-2/3=7; х+1/15=6; 17/20-х =14/20-3/20 ; 8/15 -7/15 + х =14/15 .
А чтобы открыть следующую дверцу в стране дробей надо раздобыть волшебный ключик каждому. (Предлагается выполнение теста с последующей взаимопроверкой)
Литература
- Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. Москва, «Просвещение»,1990.
- Математика. Дидактические материалы для 5 класса общеобразовательных учреждений .Москва, «Просвещение», 2007.
- Окунев А.А. Спасибо за урок, дети! Москва,«Просвещение»,1988.