Тренинг предоставляется в электронном варианте

Свежие комментарии

Тренинг предоставляется в электронном варианте

SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
Подписчиков:
Сабмит в закладки

Подпишись на обновления сайта Введи свой e-mail:

Связь времен, связь поколений

Получайте новые статьи прямо на почту
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

(Великая Отечественная война в судьбах детей)

Введение.

Маршал Жуков сказал: «Тыл — это половина победы!». Именно тыл обеспечивал фронт боеприпасами, одеждой, хлебом. Заменив ушедших на фронт мужчин, женщины  и дети приняли на свои плечи всю тяжесть труда в тылу. Нынешнее поколение должно  задуматься и постараться понять, как жили  эти героические люди в то нелёгкое время, как  повлияла война на  дальнейшую судьбу детей военного времени.

Актуальность данной темы в том, что она помогает уяснить неразрывную связь поколений, осознать, что история страны  – это история людей; корни человека – в истории и традициях семьи, в прошлом родного края и страны.  Материал  может использоваться при проведении внеклассных мероприятий и уроков, способствовать   формированию   у  подростков духа патриотизма и гордости за героическое прошлое уходящего поколения.

Предмет исследования: История России  советского периода через судьбы конкретных людей.

Объект исследования: история жизни Виктора Ювенальевича Виноградова, его семьи.

Виноградов

Виноградов Виктор Ювенальевич

Цель:  Показать сопричастность человеческих судеб  судьбам всей страны, узнать правду о  жизни детей в военное время.

 Задачи:  изучить знания учащихся МБОУ СОШ №28 города Ставрополя  о детях Великой Отечественной войны живущих рядом;

— Изучить литературу о детях Великой Отечественной войны ;

— Изучить литературу о  Военно- морской авиации;

—  Собрать материал о Виноградове Викторе Ювенальевиче;

— Систематизировать  и оформить собранный материал для использования     при проведении экскурсий и бесед, уроков в школьном музее.

Методы исследования: — Анкетирование учащихся школы;

-Сбор и анализ литературы и материалов по теме;

-Встречи с ветеранами, запись их воспоминаний;

— Работа с документами музея МБОУ СОШ №28;

— Работа с документами музея библиотеки — музея им. Бурмистрова А.И.

Основная часть

1.Анализ анкет  учащихся МБОУ СОШ№ 28 города Ставрополя

       В декабре  2013 года было проведено анкетирование учащихся МБОУ СОШ №28 с целью исследования  знаний учащихся о родственниках, детях Отечественной войны 1941-1945 годов . В анкетировании приняли участие 157 учащийся 5-11-х классов школы. Результаты исследования приведены в Приложении 2. Анкетирование показало, что 24% респондентов знают своих родственников – детей войны. 54%могут рассказать о жизни детей во время войны , 90%  анкетируемых знают даты оккупации города Ставрополя. Источником информации служат родственники, учителя, школьный музей, встречи с ветеранами, интернет.

2.Обзор литературы

В процессе работы над темой была изучена следующая литература: «В бою и труде. Подростки в Великой Отечественной войне»,  «Маленькие солдаты Отечественной 1941-1945», «Дети Отечества» и другая  литература о детях Великой Отечественной войны, о  Военно- морской авиации. Работа с литературой позволила более образно изучить обстановку, в которой жили герои исследования.  Но основной материал был получен в ходе встреч с самими участниками событий, а так же в результате работы с материалами школьного музея и библиотеки-музея им. Героя Советского Союза И.А. Бурмистрова.  В процессе работы так же использовались Интернет ресурсы.

  1. Этапы жизненного пути Виноградова Виктора Ювенальевича
Виноградов Ювенальевич

Виноградов Виктор Ювенальевич  в школьном музее 2013 г.

Рядом с нами много удивительных людей, которые могут поведать о страницах истории страны, которые не может открыть ни один учебник. Ведь для них это была не просто история,  это была их жизнь. Судьба свела нас с Виноградовым Виктором Ювенальевичем,  ветераном Великой Отечественной войны, труда, Вооруженных сил, флота, авиации, летчик 1 класса.

3.1 Приемник семейных традиций

Родился Виктор Ювенальевич 21 октября 1932 года в  г. Пятигорске. В 1939 году семья  переехала в г. Ставрополь, к новому месту работы отца. Отец, Ювеналий Вячеславович, во время Гражданской войны был бойцом частей особого назначения на Ставрополье. После окончания Гражданской войны работал главным бухгалтером  Краевых земельных органов. Для Виктора и его братьев отец был образцом для подражания. 22 июня 1941 года Ювеналий Вячеславович добровольцем ушел на фронт,  несмотря на  двойную бронь. Виктор Виноградов помнит письма, которые отец присылал с фронта. В сентябре 1941 года отец пропал без вести и только в 2011 году пришло известие о том, что Виноградов Ю. В. погиб 7 ноября 1941 года при защите г. Ейска. Это была невосполнимая утрата для семьи Виноградовых. Младший из братьев  умер в начале войны. Осталось 3 брата. Виктор, старший брат, Лев, средний, стал подполковником-танкистом, и младший, Владимир, работал   главным инженером сельхозтехники  Ставропольского края.

Юность Виктора и его братьев пришлась на годы войны. Им пришлось пережить  оккупацию. Но это не сломило братьев, а закалило их.  Они помнили, каким сильным и мужественным был отец и всю свою жизнь брали с него пример. С Ювеналия Вячеславовича началась военная династия Виноградовых. А рядом всегда была мать, Зинаида Александровна, самоотверженная женщина.

3.2 Военное детство

Вначале семья  жила на частной квартире, когда отец ушел на фронт, им дали квартиру на ул. Калинина, 4: комнату 20 квадратных метров. Земляные полы, вода за несколько кварталов.

  4 августа 1942 года началась бомбежка в г. Ставрополе. Ребята стояли на горе  у железнодорожного полотна. Они увидели, как девятка немецких самолетов начала пикировать и бросать бомбы. Одна бомба упала перед железной дорогой в дом, вторая бомба прямо на рельсы, а третья — в дом на горе. Ребята испугались, побежали домой, спрятались в щель, потом прятались в соседнем саду.  Вечером в город вошли немецкие войска. Солдаты были рослые с закатанными рукавами, загорелые, на мотоциклах, на танках. Город горел еще после бомбежки. Боя за город не было.

В доме, где жила семья Виноградовых был спрятан милиционер, который не успел уйти из города. Нашелся полицай, который привел немцев. Милиционера расстреляли  прямо на глазах у жителей.

  21 января 1943 года Ставрополь был освобожден. В сентябре в городе открыли Суворовское училище. Виктор подал заявление, но его не приняли, потому что отец пропал без вести. В то же время открыли 3 ремесленных училища. Одно из них –№12, в районе Онкологического центра. Оно было  с суточным пребыванием. Там была военная дисциплина. Принимали с 4 класса. И Виктор поступил в это училище. В 1944 году проходил практику на заводе «Красный металлист». В то время его рост был 140 см, вес – не более 30 кг. Ребята точили болванки для снарядов. Подростки работали наравне со взрослыми. Через три года Виктор стал токарем 5-го разряда. После окончания училища он поступил в Вечернюю школу рабочей молодежи. Одновременно работал на заводе «Красный металлист». 8 часов Виктор стоял у станка, а с 6 до 11 вечера, занимался в школе. Спать приходилось по 3-4 часа. Электричества в городе не было, учились при лампадках и свечках. На заводе первая смена продолжалась с 7 утра до 4 вечера, вторая смена – с часу ночи до 7 утра. Виктор Ювенальевич  имеет медаль  «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны».

3.3 На пути к мечте

У  Виктора была мечта:  стать военным летчиком. В 1951 году по примеру  старшего брата Льва Виноградова, он поступает в военное училище: Военно-морское минно-торпедное авиационное училище имени С.А. Леваневского, г. Николаев. Конкурс был 12 человек на место. Учиться было трудно, но интересно: авиационная, военно-морская и другие виды подготовки, наряды и увольнения, знакомство с городом. Николаев — морской и речной порт, центр кораблестроения  Советского Союза.

За время учебы Виктор Ювенальевич освоил 3 типа самолетов.  Первый самостоятельный полет он совершил 20 мая 1951 года на учебно-тренировочном самолете Як-18. А всего на этом типе самолета было  207 полетов. 145 раз он поднимался в небо на торпедоносце Ил-4, который принимал участие в Великой Отечественной войне. На самолете было порядка 180 пробоин, то есть самолет был как сито. И чтобы не погибло 2 человека, вместо штурмана сажали мешок с песком. И последний самолет ИЛ-28 – ракетный самолет бомбардировочной авиации.

С 1952 г. в ВММТАУ стали поступать новые самолеты Ил-28 и учебные УИл-28. 50-е годы – это был расцвет Военно-морского минно-торпедного авиационного  училища. Училище превратилось в отлаженную воинскую часть, имеющую в своем составе восемь авиационных  полков и отдельных  авиационно  –  технических батальонов, транспортную эскадрилью, минно-торпедную партию подготовки торпед, авиационно- ремонтный завод.

3.4 На службе Отечеству

В 1954 году  Виноградов В.Ю. окончил училище и получил назначение старшим летчиком 68 минно – торпедного авиационного полка 19 минно- торпедной авиационной дивизии ВВС 8 ВМФ, г. Пярну. Напряженная боевая учеба, барражирование  над просторами Балтийского моря. Совершенно 266 вылетов, проведено в воздухе 100 часов.

В 1956 году Виктор Ювенальевич попадает в г. Калининград, аэродром Дивау, летчиком 263-го отдельного авиационного полка ВВС Краснознаменного Балтийского флота. В 1958 году его направляют на Новую Землю, аэродром Рогачево, летчиком 221 транспортного авиационного полка 379 смешанной авиационной дивизии ВВС Краснознаменского Северного флота. А затем летчиком 848 отдельного смешанного авиационного полка специального назначения войсковой части 77510. В течение 4-х лет Виктор Ювенальевич выполнял специальные задания, связанные с испытанием ядерного оружия на Новоземельском полигоне. В октябре 1961 года с борта военно-транспортного самолета Ил-14 наблюдал взрыв самой мощной в истории 50-мегатонной термоядерной авиабомбы РДС-202. На борту Ил-14 находилась Государственная комиссия. Световая вспышка несмотря на сплошную облачность, была видна даже на тысячекилометровом удалении. Клубящийся гигантский гриб вырос до высоты 67 км.

С 1963 года Виктор Ювенальевич снова в г. Калининграде,  на аэродроме  Дивау. Здесь он  летал командиром корабля на Ли-2, Ан-2, Ил-14. Летал на А-12 – это 4-х двигательный самолет транспортной авиации, который брал на борт 20 тонн груза: 2 танка, сбрасывал 150 десантников.

Из рассказов В.Ю. Виноградова: «В один из полётов, мы летели из Калининграда на самолёте Ил-14 в район Киева, и в самолёт на высоте 14,4 тысяч попала шаровая молния. Я успел машинально выключить и обесточить самолёт. Молния всё ослепила, ничего не было видно и слышно в течение нескольких минут. Она облетела правый борт, там всё внутри сгорело, но пожара не произошло.  А потом, когда молния улетела, оказалось, что приборы и двигатель работают. Мне говорили, что я родился в рубашке.

Виноградов  Виктор Ювенальевич

Виноградов Виктор Ювенальевич показывает школьникам альбом с фотографиями

  Был и такой случай, когда летел я из Владивостока в Калининград  и в Новосибирске, зимой(-40градусов, метель), у нас кончалось топливо, едва колеса коснулись земли».

О военных операциях и случавшихся авариях Виктор Виноградов, родным  вообще никогда не рассказывал. Как признается его супруга Валентина Афанасьевна, она всегда была уверена, что в воздухе на самолете мужа, вообще не случалось чрезвычайных происшествий.

 С 1968 по 1977 год В.Ю. Виноградов был командиром экипажа Ан-12, заместителем командира  отдельно транспортной  авиационной эскадрильи ВВС Дважды Краснознаменного Балтийского флота, г. Остров, заместителем командира смешанной  авиационной  эскадрильи, летчиком-инструктором 263 отап ВВС ДКБФ, аэродром Хабарово (Калининградская область). Полеты на Дальний Восток, выполнение специальных заданий в Египте, Алжире, перевозка ракет, суточное барражирование над акваторией Средиземного моря с целью воздушной разведки вероятного противника, поисково-спасательное обеспечение сил флота, участвующих и учениях. Виктору Ювенальевичу пришлось принять участие в Сирийской войне, Арабо-Израильском конфликте в 1973 году. Взлетали в режиме радиомолчания. Один полет продолжался 28 часов. За участие в этих событиях он получил медаль «Ветеран холодной войны на море». За 27 лет службы в авиации Военно – Морского Флота В.Ю. Виноградов освоил 7 типов самолетов, провел в воздухе более 8 тысяч часов, он военный летчик 1-го класса, летчик- инструктор по всем видам подготовки.

 В 1978 году  последний вылет совершил на аэродроме Храброва.  На высоте 12 тысяч метров лопнуло стекло. Толщина стекла 80 см. Оно стало молочным, ничего не было видно, посадку пришлось производить вслепую.

Дисциплине Виктор Ювенальевич отводит особое внимание. Без профессионализма и ответственности на самолете, как и на боевом надводном корабле, подводной лодке нельзя.  От ошибки, допущенной одним, могут погибнуть все.

В 1979 году Виноградов В.Ю. с семьей вернулся в Ставрополь. Долгие годы ветеран морской авиации занимался вместе с супругой активной трудовой деятельностью: работал заместителем начальника гарнизонного  дома офицеров ( пос. Хабарово, Калининградской области ), инженером по центровке самолетов в аэропорту г. Ставрополя, инженером Ставропольской междугородней телефонной станции. Всего у него рабочий стаж – 58 лет.

Виктор Ювенальевич активист Общероссийского Движения Поддержки Флота, занимается общественной работой. Он сотрудничает с учреждениями образования культуры города: Краевым Центром развития творчества детей и юношества имени Ю.А. Гагарина, Библиотекой – музеем имени И.А. Бурмистрова, МБОУ СОШ № 18, 28 имени Д.М. Карбышева и 32 имени Б.Н. Воловодова, Домом детского творчества Октябрьского района в реализации программы ДПФ «Морское просвещение», программ «Компас», «Штурвал».

Сыновья Виктора и Валентины  Виноградовых- Юрий и Вячеслав пошли по стопам отца. Старший Юрий Виноградов капитан 1 ранга запаса, Ветеран подразделений особого риска, председатель Ставропольского регионального отделения Общероссийского Движения Поддержки Флота, младший – Вячеслав Виноградов – полковник, участник боевых действий.

Заключение

Анализ анкет подтвердил предположение об актуальности проводимого исследования. Исчезает историческая память в семьях, а следовательно и в стране. Анкетирование пробудило в ребятах желание узнать о свои родственниках , участниках войны. Результаты анкетирования представлены на заседании совета старшеклассников.

В ходе  исследовательской работы мы поняли, что это война закалила характер и волю  нашего героя и научила верить в добро.

В процессе исследования  удалось пообщаться с интересными людьми, нашими земляками, увидеть и прочитать подлинные документы времён Великой Отечественной войны, послевоенного времени, увидеть фотографии, ощутить атмосферу того далёкого времени, получить в подарок школьному музею документальные материалы.

Исследовательская работа позволила узнать много новых сведений об истории родного края   в период Великой Отечественной войны и послевоенного времени. Все меньше остается ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла. Нам есть чему у них поучиться. Наши земляки тоже совершали подвиг во имя Победы над врагом. Сейчас это пожилые люди. Вспоминают трудные военные годы со слезами на глазах. А ведь пройдет некоторое время, и этих живых свидетелей не будет. Их нужно окружить особой заботой, любовью и вниманием, вести аудио и видеозаписи, что бы сохранить и передать потомкам живую летопись Отечества.

 

Получайте новые статьи прямо на почту
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Оставить комментарий