Тренинг предоставляется в электронном варианте

Свежие комментарии

Тренинг предоставляется в электронном варианте

SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
Подписчиков:
Сабмит в закладки

Подпишись на обновления сайта Введи свой e-mail:

Путешествие в страну Геометрию

Получайте новые статьи прямо на почту
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

Внеклассная работа по математике, 7 класс.

Ведущие: Учитель, Поэт, Историк

Путешествие в геометрию1.

Поэт: Кто сказал, что математика скучна,

Что она сложна, суха, тосклива?..

В этом вы не правы, господа,

Знайте: математика — красива!

Может быть прекрасной, как поэма,

Слух лаская, как ноктюрн звучит.

Совершеннейшая теорема,

Доказательства ажурнейшая нить.

Метко, точно, словно эпиграмма,

Это доказательство звучит.

Здесь преувеличений не ни грамма,

Четкий музыки здесь слышен ритм.

Какой бы ни была задача сложной,

Математика решение найдет.

Все она по полочкам разложит,

Все она в систему приведет.

Сколько в ней самой изящных линий,

Мощных формул, строгих теорем,

Тот не назовет ее красивой,

Кто с наукой не знаком совсем.

Нет неблагодарнее занятья,

Чем красоту словами объяснять.

Не любить ее нельзя, я точно знаю:

Можно только знать или не знать.

О. Панишева

Конкурс1.

Учитель: Сегодня мы отправляемся в очередную экспедицию по стране Планиметрии. Как вы думаете, а зачем люди путешествуют? И нужна ли нам вообще эта страна?

Внимание. Первый конкурс. Обосновать необходимость предстоящей экспедиции. ( Домашнее задание. 3 минуты. Оценивается по 5бальной системе. Содержание, Артистизм. Количество участников.).

Конкурс 2. Исторический.

Учитель: Когда отправляешься в малознакомую стану, необходимо узнать нравы и обычаи жителей этой станы, что бы не оказаться в нелепых, а может и даже опасных ситуациях. Поэтому мы пригласили математического историка. Ваша задача внимательно выслушать его, может даже записать какую-то информацию.

Историк:  В начале XX века великий французский архитектор Ле Корбюзье сказал: «Я думаю, что никогда до настоящего времени мы не жили в такой геометрический период. Все вокруг – геометрия».

С геометрическими понятиями вы знакомы с детства: круг, квадрат, угол, куб, измерение отрезков, площадь, объем. При изучении фигур в геометрии не берется во внимание, из какого материала они сделаны, какого цвета, в каком состоянии находятся (твердое, жидкое, газообразное). Этим занимается химия, физика. При изучении геометрии рассматривают формы и размеры предметов.

Геометрическая фигура (тело) – это абстрактный предмет, в котором рассматривается только форма и размер, не обращая внимания на его физические свойства. Геометрические фигуры, точки которых лежат в одной плоскости, изучает планиметрия. Геометрические фигуры, точки которых не лежат в одной плоскости, изучает стереометрия.

Заглянем в историю возникновения геометрии.

Великий немецкий математик Вильгельм Лейбниц сказал: «Кто хочет ограничиться настоящим, без знания прошлого, тот никогда его не поймет».

Первобытные люди знакомились с простейшими геометрическими формами   по формам окружавших их предметов. Специальных названий для геометрических фигур сначала не было. Говорили: «такой же, как кокосовый орех» или «такой же, как соль» .

А когда люди стали строить дома, пришлось глубже изучать формы. Какую форму надо придать стенам и крыше. Люди все время занимались геометрией, не думая об этом.   Шитье  одежды, изготовление наконечников для копий , ножей,крючков для рыбалки.

А когда начали строить каменные  здания , пришлось изобретать конструкции для перетаскивания тяжелых глыб. Появились катки, имеющие форму цилиндра. Скалками цилиндрической формы пользовались для «глажки» белья, раскатывая его после стирки.

Затем появилось колесо. Перевозить грузы на катках было тяжело,  древесные стволы весили много. Чтобы облегчить работу, стали вырезать из стволов тонкие круглые пластинки и с их помощью перетаскивать грузы.

Необходимо было измерять площади, объёмы сосудов.

Практическая деятельность людей привела к углублению знаний о формах фигур, развитию геометрии. Древние египтяне были замечательными инженерами. До сих пор не могут до конца разгадать загадки огромных гробниц Египетских царей – Фараонов.

Почти все великие ученые древности и средних веков были выдающимися геометрами. Девиз древней школы был: «Не знающие геометрии не допускаются!»

Пифагор  в VI век до н.э., основал свою школу. В III в. до н. э. в своих книгах «Начала»греческий ученый Евклид впервые  изложил геометрию, как науку о свойствах геометрических фигур. Евклид опирался на труды предшественников и дополнил работу своими открытиями и изысканиями. Книги переписывались от руки, а когда изобрели книгопечатание, то она много раз переиздавалась на языках всех народов и стала одной из самых распространенных книг в мире. В течение многих веков «Начала» были единственной учебной книгой по геометрии. И даже в наше время, учебники написаны под большим влиянием «Начал» Евклида.

Учитель: А теперь задание. Сейчас по прослушанному тексту вам будут заданы вопросы. Вы ставите цифру — номер вопроса и даете очень краткий точный ответ, как в тестах. Это может быть только одно слово. Время на обдумывание 30 секунд. Например. Вопрос: как называется луч, который делит угол пополам? Ответ: биссектриса. За каждый правильный ответ 1 балл.

1.Что изучает геометрия?  (формы и размеры предметов)

2.Как называется раздел геометрии, который изучает геометрические фигуры, точки которых лежат в одной плоскости?  (Планиметрия).

  1. Кого можно считать основоположниками геометрии? (Платон, Пифагор, Евклид).

4. Как называлось первое дошедшее до нас научное изложение геометрии?

(«Начала»).

  1. Что означает слово «геометрия»? ( «Измерение земли» или «землемерие»).

Конкурс 3.

Учитель: Даже самое большое здание складывается из маленьких кирпичей, так и сложные геометрические фигуры составляются из простейших фигур. Пора вспомнить основные фигуры планиметрии.

Историк:

Конечно, самая главная — это точка.

Почти все названия геометрических фигур греческого происхождения, как и само слово геометрия. Однако эти слова вошли в русский язык не непосредственно с греческого, а через латинский язык.

Точка – результат мгновенного касания, укол. Отсюда же произошел медицинский термин пункция-прокол. Пунктир.

Линия – льняная нить. Линолеум – первоначально означал промасленное льняное полотно.

Поэт: Я посвящаю эти сточки

Одной единственной лишь точке.

Как солнце в небе иль луна,

У двух прямых она одна.

Ее узнали без сомненья,

То их точка пересеченья.

А чтобы это доказать,

Совсем немного нужно знать.

Лишь аксиомы дивные,

Да метод от противного.

Учитель: Как уже было сказано ранее, все названия геометрических фигур первоначально были названиями конкретных предметов, имеющих форму, более или менее близкую к форме данной фигуры.

Например: шкаф, спичечный коробок, кирпич, – прямоугольный параллелепипед. Футбольный мяч, мыльный пузырь – шар. Блин,  луна, – круг.

Задание для болельщиков. Написать за минуту как можно больше предметов окружающего мира, имеющих форму:

Куб, прямоугольный параллелепипед, конус, шар, круг.

Проверка: команды называют по очереди, записанные слова. За каждое верное совпадающее  слово 1 балл. Если есть несовпадающее слово – 2 балла.

Конкурс 4. Поэтический.

Это ложь, что в науке поэзии нет…

За чертогами формул, забыв о весне,

В мире чисел бродя, как лунатик,

Вдруг гармонию выводов дарит струне,

К звучной скрипке прильнув, математик…

Настоящий ученый, он тоже поэт,

Вечно жаждущий знать и предвидеть.

Кто сказал, что в науке поэзии нет?

Нужно только понять и увидеть!

М. Бромлей

Учитель: Сейчас участники продемонстрируют свое видение математики через призму поэзии. ( Домашнее задание)

Конкурс 5. Знатоки планиметрии в это время запишут рассказ по картине. Учитывается знание математики.(3 балла) и другие способности. (+1 балл за каждую находку)

Конкурс 6. Аукцион.

Учитель: Лот- это геометрическое понятие. Если команда дает верное определение – 5 баллов. Если неточно или неверно, то другая команда имеет право ответить, заработать при этом дополнительные баллы.

Лот №1: угол. (геометрическая фигура, которая состоит из точки и двух лучей, исходящих из этой точки).

Лот №2: вертикальные углы. (Два угла называются вертикальными, если стороны одного являются продолжением сторон другого).

Лот №3: смежные углы. ( Два угла, у которых одна сторона общая, а две другие являются продолжением одна другой, называются смежными).

Лот №4: биссектриса треугольника. (Отрезок биссектрисы угла треугольника, соединяющий вершину треугольника с точкой противоположной стороны называется биссектрисой треугольника).

Подведение итогов.

Информационные ресурсы

Атанасян Л.С. и др. Геометрия 7-9.  М.: Просвещение, 1991.

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. CD-ROM.

Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики, М, “Просвещение”, 1989

Депман И. Я. Рассказы о математике, Ленинград, 1954

Дорофеева А.В. Страницы истории на уроках математики, Львов, журнал “Квантор”, 1991

Кордемский Б.А. Увлечь школьников математикой, М, “Просвещение”, 1981

Русские поэты XVIII–XIX веков. Антология, М, “Детская литература”, 1985

Пичурин Л.Ф. За страницами учебника алгебры, М, “Просвещение”, 1990

Рыбников К.А. Возникновение и развитие математической науки, М, “Просвещение”, 1987

Энциклопедический словарь юного математика, М, “Педагогика”, 1985.

http://greetings.pwwwq.com/и-в-шутку-и-всерьёз-о-математике-высказ/436/

Получайте новые статьи прямо на почту
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Оставить комментарий