Правила оформления школьной исследовательской работы
Если Вы занимаетесь с ребятами исследовательской или проектной работой, или Вы студент, или старшеклассник и так же представляете на различные конференции свои исследования, то возможно сталкивались с такой ситуацией, что и тема интересная и фактический материал, стоящий внимания, а работа не проходит конкурсный отбор. Я, будучи, экспертом по проверке школьных исследовательских работ, с этим сталкивалась довольно часто. В чем проблема? Ответ прост: в оформлении. Наверняка Вам знакома пословица «По одежке встречают». В данном случае, этот принцип соблюдается очень строго. Чтобы Вашей работой заинтересовались, ее надо правильно оформить.
В этой работе Вы узнаете, что надо сделать, чтобы Ваше время не было потрачено зря, а Ваши исследования были оценены по достоинству. Вы получите четкую инструкцию оформления исследовательской работы. Примеры оформления работ, которые занимали призовые места на конференциях различных уровней можно посмотреть здесь .
Прежде чем приступить к оформлению работы внимательно прочтите положение о конкурсе или конференции в которой собираетесь участвовать. Работа должна точно соответствовать требованиям этого положения. Не пренебрегайте этим условием. В положении, как правило, указывается объем работы, шрифт, кегль шрифта, межстрочный интервал, поля. Штифт чаще всего используется Times New Roman, кегль 14, иногда 12, межстрочный интервал – 1,5.
I.Структура работы:
а) титульный лист — 1 страница;
б) содержание-1 страница;
в) введение - 1 страница;
г) основная часть 5-6 страниц;
д) заключение – 1 страница;
е) источники, литература;
ж) приложения – до 10.
Титульный лист. Надо указать название конференции, секцию, название работы. Ниже слева располагается имя автора работы, его место учебы, адрес. Еще ниже – указывают научного руководителя. В самом низу по центру — название населенного пункта и год. На титульном листе номер страницы не ставится, но она считается первой.
Содержание. Не просто перечисляем названия, а обязательно указываем номер страницы и соблюдаем выравнивание текста.
Введение . В этом разделе дается краткая характеристика современного состояния проблемы, обосновывается актуальность выполняемой работы, ее научное и практическое значение, формулируются объект исследования, предмет исследования, цель и задачи, методы исследования.
Основная часть. Включает в себя обзор литературы по теме исследования, результаты исследования. Результаты исследования. Это основной раздел. Чаще всего он делится на несколько подразделов. Нумерация подразделов двойная: сначала ставится номер раздела, затем – точка, а после нее – номер подраздела 1.1, 1.2 . Все подразделы должны иметь заглавие. В этой части излагаются полученные результаты. При необходимости материалы иллюстрируются с помощью фотографий, диаграмм, таблиц, графиков, и т.п. (располагаются в приложениях) и в котором делается сопоставление со сведениями из источников и литературы. В тексте должны быть ссылки на приложения, литературу, источники. Ссылки делаются следующим образом [19], [Приложение 1].
Выводы или заключение. В этом разделе кратко формулируются результаты исследования строго в соответствии с поставленными во введении целью и задачами, даются практические рекомендации и намечаются перспективы для дальнейших исследований. Источники В этом разделе в алфавитном порядке перечисляются все источники. Часто это бывают материалы из Интернета. В этом случае надо указать не только адрес сайта, но и название.
Литература . В этом разделе в алфавитном порядке перечисляются все использованные работы. Все работы нумеруются в сквозном порядке. Существуют определенные библиографические правила для различных источников, которых следует придерживаться. Каждая книга или статья записывается с красной строки. №. Фамилия. Инициалы. Название. – Место издания, год. Места издания обозначаются следующим образом: Москва – М., Ленинград – Л., Санкт-Петербург – СПб., остальные города – полным названием. Если в тексте приводится дословная цитата, то после года через запятую необходимо указать страницу, на которой располагается цитируемый фрагмент. 7.Пущин И.И. Записки о Пушкине. Письма. М., Правда, 1989 стр. 415
Книг должно быть 10-15. Они все обязательно прослеживаются по ссылкам в самой работе.
Приложения. В приложениях приводится собранный материал. Все фотографии, копии документов, таблицы обязательно должны быть подписаны. Изображение на рисунках и таблицах должно быть четким.
II. Тезисы и доклад
- Как правило, к работе пишутся тезисы.
Справа в первой строчке пишется фамилия и инициалы автора. Ниже – название учреждения. Затем, отступив 2, интервала крупным шрифтом посередине листа – название работы. Еще через два интервала идет основной текст с интервалом 1,5 знака без деления на подразделы. В тезисах все разделы представляются очень сжато. Не мене половины страницы должны занимать описание результатов, которые можно объединить с выводами. Список литературы не приводится.
2. Доклад. Нужно точно уложиться в регламент. Здесь очень важно соблюдать правило: «Чем короче, тем лучше». Поэтому пространные рассуждения, а тем более чтение всей работы недопустимы. Как правило, на выступление отводится 5-7 минут. Иногда -10. В зависимости от этого, надо планировать какую часть выступления можно сократить, чтобы уложиться в регламент. В выступлении в основном используется «Введение» и «Заключение». То есть необходимо дать краткую характеристику современного состояния проблемы, ее актуальность, научное и практическое значение, сформулировать объект исследования, предмет исследования, цель, задачи, методы исследования. В заключение выступления необходимо сформулировать результаты исследования строго в соответствии с поставленными во введении целью и задачами, дать перспективы дальнейших исследований. Доклад необходимо проиллюстрировать. Изображения должны быть четкими и ясно различимыми с некоторого расстояния.
III. Типичные ошибки
1.Иногда считают, что если написать больше, то это лучше. Это не верно. Важно уметь выделять главное и укладываться в заданный объем.
2.Еще одна ошибка в том, что работа пишется как эссе. Много эмоций, чувств, но отсутствует фактический материал, структура. Исследовательская работа по стилю отличается от литературного произведения. Здесь важно четко, ясно и последовательно излагать факты.