Последний военный призыв
Исследовательский проект «Последний военный призыв» направлен на развитие любви к истории родного края и уважения к ее прошлому.
Д. С. Лихачев писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи – задача первостепенной важности и нет необходимости это доказывать. Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному краю переходит в любовь к своей стране – к её истории, её прошлому и настоящему». [6]
Работая в школьном музее, я обратила внимание на группу ветеранов, которые не были непосредственными участниками боев так как были малы для этого, но все же внесли свой, особый вклад в Победу. Актуальность данной темы в том, чтобы показать ежедневный подвиг простых людей, живущих рядом, показать, на что способна молодежь, оживить историческую память периода Великой Отечественной войны и послевоенного времени.
Объект исследования: История России советского периода через судьбы конкретных людей.
Предмет исследования: судьбы ветеранов Великой Отечественной войны, попавших по возрасту в последний военный призыв.
Цель: Конкретно – историческое исследование периода Великой Отечественной войны и послевоенного времени через восприятие молодежи того времени. Определить мотивацию их поведения.
Задачи: — Изучение знаний учащихся МОУ СОШ №28 о ветеранах Великой Отечественной войны живущих рядом;
-Систематизация собранного материала и использование его при проведении экскурсий и бесед, уроков в школьном музее;
-Формирование у школьников сопричастности к судьбе страны, духа патриотизма и гордости за героическое прошлое уходящего поколения.
Методы исследования:
— Анкетирование учащихся школы;
-Сбор и анализ литературы и материалов по теме;
-Встречи с ветеранами, запись их воспоминаний;
— Работа с документами музея МОУ СОШ №28.
1.Анализ анкет учащихся МОУ СОШ№ 28
В феврале 2011 года было проведено анкетирование учащихся МОУ СОШ №28 с целью исследования знаний учащихся о вкладе их семьи в Победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. [Приложение 1]. В анкетировании приняли участие 87 учащихся 5-11 классов школы. Результаты исследования приведены в Приложении 2. Анкетирование показало, что только 48% респондентов знают, что их родственники принимали в ней участие. Только 26 человек (30%) назвали имена. Только 21% анкетируемых может хотя бы частично рассказать биографию этих родственников. 18% респондентов знают о родственниках – детях военного времени. Источником информации служат родители, но чаще бабушки, дедушки. В редких случаях сами участники событий.
2. Обзор литературы
В процессе работы над темой была изучена следующая литература: Кругов А.И. «Ставропольский край в истории России», Беликов Г. «Оккупация» и др. Работа с литературой позволила более образно изучить обстановку, в которой жили герои исследования. .[1,2,4-8] Но основной материал был получен в ходе встреч с самими участниками событий.
3. Они попали в последний военный призыв
С каждым годом мы все дальше и дальше уходим от военной поры. Это была самая величайшая война за всю историю человечества. В этой трагедии принимали участие и наши сверстники. С каждым годом все меньше ветеранов приходит на встречи. Некоторые скромно говорят, что не принимали участия в боях, поэтому и рассказывать нечего. Но после бесед с этими людьми раскрывается особая страница Великой Отечественной войны. Война лишила их детства и юности. Им пришлось принять на свои плечи ответственность за судьбу станы. Вот истории некоторых из них, тех о ком не написано книг.
Глазков Василий Тимофеевич. Полковник в отставке. Родился в 1926 года в селе Просянка Ставропольского края в крестьянской семье. В 1940 году окончил семилетку. Учиться нравилось. Увлекался спортом. Сдал нормы на значок ГТО. Отец ушел на фронт в самом начале войны. Мать мобилизовали рыть окопы. Василий работал кучером у председателя колхоза. С августа 1942 года началась оккупация. К счастью немцы через село не проходили. Василия после оккупации назначили начальником пожарной команды. В январе 1944 года он был призван на службу в 49 учебно-стрелковую дивизию. Проходил службу в Северо-Кавказском военном округе. В феврале-апреле 1944 года принимал участие в уничтожении бандитов в Кавказских горах. Очень запомнилась первая операция. Тогда на его глазах погиб товарищ, которого и похоронили в горах. Жили в сараях. Из постельного белья было байковое одеяло и наволочка, набитая соломой. Готовились к отправке на фронт. Гимнастерки положенный срок не выдерживали, поэтому ходили в нижнем белье. Продолжил службу в отдельном учебном батальоне в Краснодаре заместителем командира взвода, затем в 153 отдельном пластунском батальоне. Начал заниматься стрелковым спортом. В 1947 году на соревнованиях занял 1 место по пистолету, а в — 1948 году — 2 место в округе по снайперской винтовке. В 1948 году поступил в Бакинское пехотное училище. В комсомол вступил в горах во время боевых действий в феврале 1944 года. А в 1949 в училище стал членом КПСС. Окончил училище в 1951 году по первому разряду. Остался в училище на 5 лет командиром взвода. В 1955 году на офицерском многоборье занял 2, а в 1956 -1 место. С 1956 по 1963 годы проходил службу в 295 ордена Ленина, краснознаменной, ордена Суворова херсонской мотострелковой дивизии. Окончил вечернюю школу уже будучи офицером. В 1963 году окончил военную академию имени М.В. Фрунзе в Москве. С 1963 по 1968 годы проходил службу в оперативном управлении штаба 4-й армии в должности офицера по военно-научной работе. В 1966 году собрал фактический материал по истории армии в Подольском архиве МО СССР, обобщил и в 1967 году написал историю 4-й армии. Еще выполнил монографию «Армейская военно-наступательная операция на горном театре военных действий без применения ядерного оружия». С 1968 по1970 годы проходил службу снова в 295 мотострелковой дивизии. С 1970 по 1972 годы находился в командировке в Египте в качестве военного советника. Принимал участие в боевых действиях. Было там три случая, когда до смерти было ближе чем «четыре шага». Один раз прямое попадание в его землянку, когда уехал в Каир на встречу с женой. С 1972 по 1974 год проходил службу в штабе Краснознаменного Закавказского военного округа. С 1974 по 1979 годы преподавал в Грузинском политехническом институте имени В.И. Ленина. В 1979 году уволился из армии по состоянию здоровья. Общая выслуга 37 лет. Награжден орденом «Красной звезды» и 17-ю медалями.
С 1979 по 1989 годы был начальником штаба гражданской обороны в объединение фруктовых вод. Стал «Отличником гражданской обороны». В 1989 году переехали в Ставрополь. В 2001 году написал свою первую статью в газету о Герое Советского Союза Козлове Ф.А.. В настоящее время Василий Тимофеевич опубликовал более 150 статей на военно-патриотические темы. Стал лауреатом газеты «Родина». [Приложение 5,9]
Доманский Владимир Матвеевич. Родился в 1927 году в городе Ворошиловске в многодетной малоимущей семье (5 детей). Был самым старшим. С 16 и до 18 лет работал на Кожзаводе рабочим в цехе. В 1945 году был призван в армию. Служил в ВДВ на протяжении 6 лет в подразделении сапером в городе Кривой Рог. Неоднократно разминировал поля. При разминировании было много ранений. Были случаи и с летальными исходами, но Владимир Матвеевич отделывался ранениями. В 1951 году был демобилизован из рядов Советской армии. В этом же году поступил на работу в железнодорожное депо города Ставрополя. В 1953 году призвали работать в МВД. Были случаи, когда приходилось задерживать преступников на улицах, вокзале. В министерстве внутренних дел прослужил 35 лет, после чего демобилизовался по выслуге лет. Награжден медалями: «Участнику Великой Отечественной Войны 1941-1945гг.», «60 лет победы», «За долголетний добросовестный труд», «МВД 200 лет 1802-2002гг.», «65 лет победы», «За победу над Германией». [Приложение 4,8]
Лимарев Иван Иванович. Родился 20 сентября 1927 года в городе Зерноград. Окончил семилетнюю школу. Воспитан был на кинофильме «Чапаев». Увлекался спортом, особенно любил футбол. И сейчас остался заядлым болельщиком. Как-то на станции взорвался эшелон со снарядами. Очень сильное впечатление это произвело. Описать нельзя просто эту картину словами. Практически каждую ночь самолеты летали на бомбежки. В это время прятались в погреб. Мальчишки, чем могли, помогали взрослым. При случае прятали оружие. Оккупация продолжалась до февраля 1943 года. Мать была в городе известной активисткой, поэтому могла подвергнуться репрессиям. Детей она отправила к тетке в деревню, у которой было своих трое. Спали на печке. На площади стояла виселица. На ней висел красноармеец и один из местных колхозников. По домам ходили и забирали девчат 1923-1925 годов рождения для отправки на работы в Германию. Во время оккупации в погребах прятались два солдата: Коля и Петя. Им Иван приносил еду, вещи, листовки. Главное было не попадаться немцам на глаза. Приходилось и воровать, что бы прокормить их. Воровал у немцев. Как только оккупация закончилась, Иван поступил в ростовское мореходное училище. Каждые выходные ездили домой за продуктами. А ездили на крышах эшелонов. В ноябре 1944 года пришла повестка о мобилизации. Направили его в Ставрополь в 4-ю казачью кавалерийскую запасную бригаду. В задачу входило пополнение воинских частей. Вместе с милицией ходили в рейды. Вылавливали дезертиров и шпионов. Дважды бежал с другом на фронт. Сначала просились, но им отказывали. Ненависть к врагам была очень сильная. В оккупации насмотрелись на то, как они обращались с населением. То, что по дворам ходили продукты забирали: «Курка, яйко давай» — это мелочь. После второго раза вызвал их уполномоченный из КГБ и сказал: «Еще раз убежите — отдам под трибунал». Кормили в запасном полку очень плохо. Ходили все время голодными. Жмых ели.
После окончания войны направили в школу сержантов. В гарнизонном доме офицеров окончил вечернюю школу и высшую партийную школу. Присвоили звание младшего лейтенанта. В 1954 году во Владимире окончил от академии курсы для офицерского состава армий Варшавского договора. За этот год изучил еще и радиотехнические устройства. После окончания курсов направили в Ташкент замполитом в радиотехнические войска. Служил на границе с Афганистаном. Закончил высшее командное пехотное училище. Служил в Казахстане. Окончил Ташкентский государственный университет, юридический факультет. Последняя должность – лектор политического отдела в 12-ой отдельной армии противовоздушной обороны. Награжден медалями: «За победу над Германией», «За боевые заслуги», 6 юбилейных медалей в честь Победы, за 15, 20, 25 лет службы. Из армии уволился в 1977 году в звании полковник. В армии прослужил 32 года. Вернулся в Ставрополь. Работал в Ленинском райисполкоме, потом в Промышленном райкоме партии, в управление Банка. В настоящее время – заместитель председателя Краевого Совета ветеранов войны, труда и правоохранительных органов. [Приложение 3,7]
Бурмистров Анатолий Иванович. Родился 12.04.1927 года в городе Севастополе. Там же и учился в школе №13 до седьмого класса. Началась война, и семью переправили в Геленджик. Школьники, помогали взрослым. В Геленджике был аэродром самолетов МБР-2. Мотор у них находился вверху. Корпуса были из парусины. Помогали летчикам клеить их, потому что после полетов корпуса самолетов были простреленными. Ходили помогать ремонтировать корабли – заклеивать наружные обшивки. Выбирали самых ответственных. Очень хотелось попасть на лодку. И попадал. Хотя это было категорически запрещено. Папины друзья пускали. Отец воевал. Фронт приближался, и эвакуация сначала в Астрахань, а оттуда в Самарканд. Шел 1942 год. Анатолий решил поступить в специальную школу, где готовили к морской службе. Случай представился. Группа молодых офицеров в начале января ехала на практику на Черное море. Он и еще трое ребят попросились с ними доехать до спецшколы, которая находилась в Баку. Но он там не остался, а поехал в Поти. Нашел старого друга отца – командира подводной лодки. Находиться на лодке подросткам строго запрещалось. Но дядя Леня рискнул. Он закрывал подростка у себя в каюте в шкафу, когда приходил кто-то посторонний на лодку. С ними Анатолий Иванович сделал два боевых выхода. Выполнял обязанности рулевого сигнальщика. Перед командой стояла задача провести разведку. Но увидели БДБ (большая десантная баржа). В это время немцы бежали уже с Кавказа, и их переправляли в Крым. Леонид Семенович, не разворачивая лодку, выстрелил из торпедного кормового аппарата и точно попал. Баржа пошла на дно вместе со всеми, кто на ней находился. Второй поход проходил в тех же местах. Вели разведку. Когда вернулись в Поти, оказалось, что сына капитана Бурмистрова ищут по всему побережью. И отправили его в Бакинскую школу. Во время учебы жил все время почти в кубрике. Окончил школу в 1945 году и поступил в высшее военно-морское училище. Самым главным и первым учителем считает отца. После окончания училища направили в Севастополь. Поступил в училище в Ленинграде на заочное отделение. Окончил его с золотой медалью. Потом служил на кораблях, преподавал. Сначала в торпедной бригаде в Поти, потом в Севастополе. Из Севастополя послали на Тихий океан, на Камчатку. Там служил 5 лет. Был командиром ракетно-технической части баллистических ракет. Часть была отмечена как «отличная». После демобилизации поступил в Управление океанического рыболовства. 4 года плавал на «Приамурье». Анатолий Иванович член норвежского королевского общества «Полярные медведи». Потом 9 лет ходил на научно-поисковом корабле «Одиссей». Побывал Испании в местах, где сражался отец. В 2001 году вернулся в Ставрополь. Анатолий Иванович все время подчеркивает, что рядом с ним находились самые лучшие люди, с любовью говорит он об отце. Он считает, что самое стоящее что сделал – это способствовал открытию библиотеки-музея имени Бурмистрова И.А. в декабре 2004 года. [Приложение 6,10], [3]
Заключение
Анализ анкет подтвердил предположение об актуальности проводимого исследования. Исчезает историческая память в семьях, а следовательно, и в стране. Но, стирая прошлое, мы стираем и будущее. Результаты анкетирования представлены на заседании педагогического совета школы и совета старшеклассников. Предложено провести акцию «Герой в моей семье». Даже само анкетирование пробудило в ребятах желание узнать о свои родственниках – участниках этой войны.
Передо мною прошли истории подростков того времени, вставших в силу сложившихся обстоятельств на защиту своей Родины. Это они делали исключительно добровольно. Гордость испытываешь от знакомства с каждым из них. Великая Отечественная война не должна быть забыта не только для того, чтобы не случилось более страшного, но и чтобы люди помнили, что человек способен на многое, и никогда не теряли бы веру в себя… Подростки войны – это одно из мало раскрытых страниц минувшей войны. Необходимо, пока еще есть такая возможность составить летопись свидетельств очевидцев.
Литература
1. Алещенко Н. М. Во имя победы — Москва “Просвещение” ,1985
2. Беликов Г. Оккупация – Ставрополь: Фонд духовного просвещения,1998
3. Бурмистров А.И. Флагман – Ставрополь: Фонд духовного просвещения,1999
4. Караев В. В бою и труде. Подростки в Великой Отечественной войне — Москва “Молодая гвардия”, 1982
5. Кругов А.И. Ставропольский край в истории России (конец Х\/ — ХХ век). – Ставрополь, 2001.
6. Лихачёв Д.С. Земля родная — М.:Просвещение, 1983.- с.256
7. Ставропольцы в Великой Отечественной войне. – Ставрополь, 1995.
8.Хомяков И.И., «Ташла (Исторический очерк)». – Ставрополь: Ставропольский Государственный Краеведческий Музей им. Г. Прозрителев и Г. Праве, 2000.
Источники
1.Беседы с фронтовиками: Бурмистровым А.И., Глазковым В.Т., Доманским, Лимаревым И.И.
2. Фонды музея Боевой славы МОУ СОШ№28