Почему детям нужно играть в куклы
С тех пор как существует человечество, происходит процесс передачи старшим поколением молодежи всего того, что пригодится им во взрослой жизни. И происходит это поначалу с помощью игры и игрушек. Детям нужно играть в куклы обязательно.
Игра постепенно вводит детей в мир взрослых. Особое место всегда занимали игры с куклами. Куклы являются прообразом человека. Именно в игре с куклами в детях закладываются навыки, помогающие общаться со сверстниками, строить гармоничные отношения в коллективе. Игры с куклой охватывают все основные сферы жизни человека. Игра с ними пробуждает в ребёнке эмоции любви, нежности, покровительства и заботы о детях. Играя с куклой, ребенок пробует себя самых различных ролях: мама, папа, подруга, ребёнок.
История куклы имеет такую же длинную летопись, как и история самого человека. Древние куклы совсем не были похожи на современные. Делали их из глины, соломы, из камыша, из початков кукурузы, из корней травы, из сучьев и веток деревьев из любого подручного материала. Самые древние куклы на территории России найдены на раскопках в Радонеже, Коломне, Москве.
Традиционной игрушкой в быту русской деревни в крестьянских семьях тряпичная кукла. Пока ходили в рубахах, до 7-8 лет, в куклы играли все дети. Затем их роли и игры строго разделялись. Делали кукол только женщины без ножниц, иголок и ниток. Процесс изготовления был простой: туго скручивались тряпочки или солома, перевязывались верёвочкой, надевался платочек, и кукла готова. Очень важно было делать куклу с добрыми намерениями.
Первые славянские куклы делались из золы. Золу смешивали с водой. А потом скатывали и этой смеси шарик, а к нему прикрепляли юбку.
А еще у крестьянских детей была кукла из стриженой травы- «стригушка». Ведь женщина уходя в поле брала детей с собой и там делала куклу из травы для игры.
На Руси считалось, что чем дольше девочка играет в куклы, тем счастливее она будет, так как кукла считалась символом продолжения рода.
У меня есть маленькая племянница. Я наблюдаю ее с рождения. Девочке уже 9 лет. Как-то у неё и её одноклассниц с куклами отношения не очень складываются. Когда нашей девочке было 4 года, папа подарил ей большую куклу. Эта кукла пела, немного двигалась. Малышка плакала и потребовала, что бы её больше не было. Она восприняла куклу как соперницу. Убедить девочку в том, что это кукла для неё, не смогли. Где теперь эта кукла, я не знаю. Много раз я пыталась пристроить девчушке своих кукол. В результате все они оказывались в кладовке. Была даже одна, которая умела ходить. Современные девочки если и играют в кукол, то это феи и пони из американских мультиков.
Традиционная игра всех времен в «дочки- матери» непопулярна среди наших девочек. А ведь именно в такой игре дети усваивают правила поведения в быту и нравственные нормы. В игре «дочки-матери» дети воссоздают свои представления об отношениях в семье. Наблюдая за детьми во время такой игры, можно узнать, как ребенок видит свою семью. Здорово, если взрослые хоть иногда присоединятся к игре. Ведь предоставляется возможность дать детям побыть в роли взрослого человека, почувствовать ответственность, проявить заботу о близких. В игре с куклой ребенок с одной стороны выражает себя (уже имеющийся опыт, свои переживания), а с другой – продолжает осваивать мир взрослых. В уста куклы дети вкладывают свои мысли, переживания. Стоит прислушиваться к этим словам. Именно через куклу в душу и сознание ребенка проникают представления о красивом и некрасивом, добром и злом.Все, что окружает малыша, в прямом смысле строит его облик и душу. И куклы играют в этом свою значимую роль. Поэтому нельзя легкомысленно относиться к подбору игрушек для детей, особенно маленьких.Дети незаметно как для взрослых, так и для самого себя впитывают те качества куклы, которые наиболее в ней выражены внешне. Агрессивность, манерность, сексуальность, самодовольство, склонность к потребительству, заложенные в игрушках, со временем могут стать качествами самого малыша. Став взрослее, дети способны оценить качества куклы, а малыши этого сделать не могут. Они принимают и переносят на себя характер своих игрушек.
Важно понять и помнить, что выбор куклы определяет не только внешний облик, но и душевное здоровье ребенка.
Для младших детей лучше всего подходят куклы- дети. В этом случае ребенок находит легко с ней общий язык. Он хозяин положения, режиссер игры. В настоящее время появились серии кукол типа Барби. Эти абсолютно непропорциональные создания, с недетскими фигурами прочно заняли место в детских комнатах. И выжить их оттуда вряд ли получится, но пусть там будут и другие куклы. Помимо вызывающих форм этих кукол, к ним прилагается бесконечный набор принадлежностей. У девочек провоцируется желание постоянно расширять накапливать не только кукол, но их гардероб, предметы быта, различные ультрамодные вещи. Да еще бывают такие, которые одеваются и снимаются вместе с частью ноги или руки. (Бывает, что и голову надо снять) Это подменяет настоящую детскую игру примитивным потребительством. А ведь игра – это не столько развлечение, сколько процесс напряженной работы фантазии. Когда в игре постоянно присутствуют четко фиксированные образы, происходит торможение фантазии самого ребенка. Ребенку не надо создавать свой замысел, за него уже всё сделали. Кукла сама диктует ребенку, что с ней нужно делать. Через игру с куклой, отображающей человеческий образ, формируется манера двигаться и модель поведения ребенка в обыденной жизни. Какую же модель поведения приобретают дети, играя с такими куклами? Посмотрите вокруг, результаты уже видны.
В куклах живет душа человека, который их создал, у них есть национальности, традиции. Получается, что наши девочки теряют эти прекрасные традиции. А вина ли это детей? Скорее наша общая беда. Все жалуются на отсутствие времени, занятость. Но ведь это же чистой воды отмазки. Если чего-то сильно хочется, то уж время найдется точно. «Занятые» папы часами играют в компьютерные игры, мамы тоже находят кучу подобных «важных» дел. Только поиграть с ребенком в куклы некогда. Почему-то современным родителям не интересно с собственными детьми. Проще купить дорогие сверкающие игрушки, нанять аниматора для проведения детского праздника. Вот и получится следующее поколение, еще более оторванное от собственных детей и корней.
Если мама начнет играть с ребенком в куклы, когда он еще совсем маленький, то интерес к игре сохранится.
Малыш будет повторять те же действия, что и мама с ним: кормить, укладывать спать, одевать, то есть заботиться. Главное чтобы ребенок чувствовал, что играющий с ним в куклы взрослый человек искренне заинтересован, относится к игре серьезно, как к очень важному делу.
Давайте постараемся вернуть нашим детям игру в куклы, где есть забота, внимание, общение и любовь.
Если Вам понравилась статья расскажите о ней друзьям, нажав на кнопки соцсетей.