Организация и деятельность поискового отряда
Какие бы изменения ни происходили в обществе для педагогов вопрос: «Что может быть важнее воспитания патриота России?» — остаётся риторическим.
В современном обществе подросткам приходиться сталкиваться со множеством противоречий. Задача воспитателя заключается в том, чтобы показать подросткам, что романтику и прагматику можно соединить на уровне высших духовных и материальных ценностей.
Отличительная особенность детей подросткового и раннего подросткового возраста это их тяга к общению. Для того чтобы имеющиеся в общении возможности были максимально реализованы детьми, необходимо, чтобы они как можно больше взаимодействовали не только между собой, но и со взрослыми в самых разных ситуациях и делах. Эти потребности при умелом руководстве педагога реализуются в тимуровской работе, в работе общественных патриотических движений. Большие возможности открывает поисковый отряд.
В целом подростки положительно относятся к руководству их деятельностью со стороны взрослых, если это руководство основано на равноправном, уважительном отношении или на разумной опёке.
В 1975 году под руководством учителя истории Темновой Р.И. начал деятельность поисковый отряд «Искатель». В клубе собирались ребята, увлечённые историей родного края. В период основания школы в микрорайоне проживало много ветеранов войны. В школе регулярно проводились с ними встречи, на домах ветеранов прикреплялись красные звёзды, осуществлялась шефская помощь. Эта традиция сохраняется и в наше время. Традиционными были поездки по местам боёв. Школьники слушали рассказы ветеранов, собирали первые экспонаты, проводили раскопки.
В 2007 году ребята клуба «Искатель» решили восстановить историю и рассказать о нашем музее на краевой конференции «Отечество». Работа заняла первое место в секции «Школьные музеи» и была опубликована в альманахе Министерства культуры Ставропольского края «Третьи прозрителевские чтения».
Члены клуба на протяжении всех лет вели большую поисковую работу: собирали материал о ветеранах микрорайона, а потом проводили тематические встречи, например, «Участники битвы за Москву», «Сталинградская битва», «Битва на Курской дуге», «Сапёры-ставропольцы» и другие. Активное участие члены клуба приняли в создании Краевой Книги Памяти, о чём имеется свидетельство в музее.
Особенность работы клуба при музее в том, что ребята приходят добровольно и делают то что нравится: кто-то готовит торжественные мероприятия, кто-то проводит экскурсии, кто-то собирает новый материал, кто- ведет переписку.
В феврале в школе проходит вечер встречи с выпускниками. Двери музея в этот день не закрываются. У каждого поколения было что-то особенное, что особенно запомнилось. В книге гостей остается много теплых, благодарных записей.
Устойчивость и прочность взглядов и убеждений достигается только тогда, когда обеспечиваются единство интеллектуально-чувственных переживаний и поведения. Только те убеждения действительно определяют моральную направленность личности, которые воплощаются в соответствующих общественно значимых делах и поступках. А опыт вырабатывается только путем продолжительных упражнений в тех или иных видах деятельности и поведения.
Вот почему необходимо вовлекать учащихся в разнообразные виды практической деятельности, связанной с проявлением патриотизма. Огромные возможности для воспитания патриотизма дает работа в общественных патриотических молодежных и детских объединениях.