Тренинг предоставляется в электронном варианте

Свежие комментарии

Тренинг предоставляется в электронном варианте

SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
Подписчиков:
Сабмит в закладки

Подпишись на обновления сайта Введи свой e-mail:

Организации исследовательской деятельности школьников на основе ресурсов школьного музея Боевой Славы .

Получайте новые статьи прямо на почту
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

Исследовательская деятельность на базе школьного музея

Перед нашим обществом, встала опасность потери исторической памяти, именно поэтому особую роль приобретает работа школьного музея. Благодаря поисковой деятельности у молодого поколения воспитывается нравственность, гражданственность,  чувство сопричастности к своему народу и ответственности за всё происходящее.

В нашей школе существует один из старейших в городе школьных музеев. Он основан в 1975 году. Здесь проводятся торжественные линейки, уроки мужества, классные часы, конференции, интеллектуальные марафоны, викторины, встречи с интересными людьми – жителями города Ставрополя. В 2010 году музею уже во второй раз присуждено  1 место в краевом конкурсе Министерства образования Ставропольского края на лучший школьный музей а  так же свидетельство о занесении его в Книгу Почета  Российского совета ветеранов войны, военной службы и правоохранительных органов. Неоднократно музей награжден грамотами Министерства обороны России. В 2012 году музею присуждено 1 место в городском смотре школьных музеев.

Школа носит имя профессора, доктора военных наук, генерал- лейтенанта инженерных войск Героя Советского Союза Д. М. Карбышева. Участие в межрегиональном детском военно-патриотическом  движении «Юные карбышевцы» обогащает работу по патриотическому воспитанию, которая строится в сотрудничестве  с интересными людьми, живущими рядом: ветеранами Отечественной войны, воинами-интернационалистами, военнослужащими и т.д.

Наш музей не прекращал свою деятельность даже в годы перестройки, когда многие школьные музеи были закрыты. Через музей прошло несколько поколений жителей нашего микрорайона. Выпускники после окончания школы приносят в музей экспонаты и приходят за материалом для написания работ уже в других учебных заведениях. К нам обращаются за помощью. Городской военкомат, создавая книгу памяти о ребята погибших в Чеченской республике, каким-то образом вышел на наш музей. Оказалось, что фотография Александра Зацепина – воспитанника детского дома и нашего ученика была только у нас. З1- школа, в которой проводятся турниры имени А.Зацепина, так же обратилась с просьбой дать им имеющиеся у нас материалы.

В книге гостей очень много записей выпускников разных лет. Вот только одна из многих: «Мы, выпускники 1993 года, Новосельцева Анжелика, Жукова Алла, Жуковский Сергей, Зуева Юля, Азизбекьян Артур, Рябцев Олег были приятно удивлены. В свои школьные годы много времени проводили в музее. Мы рады что музей продолжает жить, что современные ребята продолжают наши традиции. 5.02.2012 год». Для многих работа в музее определила их будущую профессию, навыки, приобретенные при поисковой работе, пригодились в дальнейшей жизни. Хочу привести только два примера из этого учебного года. В ноябре 2011 года школу посетила делегация учащихся из Голландии. Руководила делегацией в прошлом выпускница нашей школы, ныне профессор экономических наук Гончарова Н.В., которая во время учебы в школе была активным участником карбышевского движения. Неожиданным сюрпризом было появление на карбышевской линейке 24 февраля выпускника 2009 года Дмитриева Сергея. Сергей много лет был активны членом клуба «Искатель» при школьном музее. Он был и экскурсоводом, вел поисковую работу, представлял работы на конференциях, был ведущим традиционных майских праздников «От всей души». Сейчас Сергей продолжает обучение в Санкт-Питербурге  в БГТУ «Военмех», занимается в студенческом конструкторском   бюро, является командиром взвода. После линейки он провел несколько встреч со старшеклассниками, рассказал о том, как повлияла на него поисковая работа в школьном музее.

Музей – живой организм. Он нужен школе для реализации творческой активности детей, как средство обогащения учебного процесса. Поисково-исследовательская деятельность школьника – основная форма краеведческой работы на базе музея. Работа исследовательского отдела в нашем школьном музее планируется индивидуально. Широко используются методы социологического опроса и интервьюирование. Интервьюирование знакомых, родственников, и просто интересных в познавательном плане людей дает учащимся возможность непосредственного общения с носителями исторического опыта (ветераны труда и войны, участники локальных конфликтов, бабушки, дедушки, знакомые и т.д.)и  является средством получения  данных о состоянии общественного мнения, уровне сознания и поведении людей.

Существование  музея актуально не только для школьников. Представители старшего поколения охотно участвуют в его работе. Они передают свой жизненный опыт и знания подрастающему поколению, делятся не только воспоминаниями, но и историческими экспонатами, которые составляют основу наших музейных фондов. Учащиеся оказывают помощь престарелым и пожилым людям. Такая деятельность способствует формированию гражданских навыков: обогащения своего социального опыта путем активного включения в реальную жизнь, уважения мнения другого человека, открытости к диалогу,  развитию критического мышления. Благодаря такой деятельности  понятие «Отечество» усваивается на более высоком уровне в единстве знаний, чувств и практической деятельности. Данная  деятельность так же способствует приобретению учащимися новых компетенций: исследовательских  (умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле; умение запросить недостающую информацию у специалиста; умение находить несколько вариантов решения проблемы, умение использовать моделирование, реальный и мысленный эксперименты, наблюдение, работа с первоисточниками; умение адекватно осуществлять самооценку и самоконтроль); менеджерских  (умение ставить цель; умение планировать деятельность, время, ресурсы; умение принимать решение и прогнозировать их последствия; навыки исследования собственной деятельности; навыки саморегуляции в деятельности); коммуникативных  (умение  инициировать взаимодействие – вступать в диалог, задавать вопросы; умение вести дискуссию; умение отстаивать свою точку зрения; умение находить компромисс; навыки интервьюирования; устного опроса).

Образовательная и исследовательская функции в деятельности музея неразрывно связаны. Музей ориентирован на конкретную детскую аудиторию. Поэтому, если в нем все будет в застывшем виде, то эффект будет минимальный. Необходимо  постоянно использовать не только разные методы работы, но и новую информацию. Всегда находится какая-то нераскрытая до конца страничка. Один из примеров. Со дня открытия музея в нем был стенд «Учителя-фронтовики». Под фотографиями несколько строчек. В живых на тот момент оставалось двое учителей.  Группа ребят решила «оживить» этот стенд. В результате появилась работа «Учителя-фронтовики», дополненная презентацией. Были проведены встречи с родственниками, учителями и выпускниками школы, которые знали наших фронтовиков. Были сделаны записи их воспоминаний, отсканированы их фотографии разных периодов, уточнены даты их работы в школе. Кроме того, выявили еще одно имя, которого не было на стенде.  Появилась презентация, которая сопровождает экскурсию по этой теме. Работа заняла призовые места на городской и краевой конференциях «Отечество», конференции МАН.

Исследовательские работы, проведенные на базе школьного музея  ежегодно представляются на городские, краевые и российские конференции. Материалы, полученные в результате поиска, оформляются в бумажном и электронном вариантах и применяются для проведения экскурсий, бесед и уроков на базе музея. Только несколько примеров работ за период 2010 – 2012 годов.

Хорунжая Анастасия получила диплом 3 степени заочного конкурса «Первые шаги в науку» в 2011, приняла участие во Всероссийских карбышевских чтениях. Тема «История города Ставрополя в названиях улиц». Она приняла участие в заочном туре российской конференции участников Туристско-краеведческого движения «Отечество». На городских краеведческих чтения «Ставрополь – моя малая родина» Хорунжая А. с исследованием «Декабристы в истории города Ставрополя»- 2 место в 2011,  в 2012 году 4 работы стали призерами .  На городской конференции «Отечество»  в 2011 году было представлено 8 работ, 6 стали призерами. Темы: «Последний военный призыв», «История карбышевского движения в городе Ставрополе»,«Ставропольцы в Сталинградской битве». В 2012 году две работы — Борзых Юлия представила исследование по теме «Учителя школы- дети войны» -1 место, Гладкова Юлия «История двух песен о боях в горах Кавказа» — 2 место. В краевой конференции «Отечество» 2011 году приняли участие пять учащихся. Дипломантом  стала Хачатурян Ася. В 2011 году три работы прошли в очный тур конференции МАН, в 2012 году – шесть работ.

Авакян Кристина в 2011 году приняла участие в Конкурсе «Современные модели патриотического воспитания» в номинации «Героико-патриотическое». Тема: «Воссоздание истории участия МОУ СОШ №28 в общественном движении «Юные карбышевцы». Награждена в СГУ грамотой в номинации «Лучшее раскрытие темы гражданственности и патриотизма». На Краевой нучно-практической конференции «Кавказ — крупным планом» были представлены три работы.

На работы учащихся встречаются ссылки в прессе:  «Вечерний Ставрополь» 21.01.2011 Метелкина О.  «Школа-госпиталь на улице Трунова».

Учащиеся школы приняли активное участие в акциях СКО ВООПИиК: «Обелиски» 2007-2011 годов, «Заговорили обелиски» 2011-2012 годы. Многие ребята стали лауреатами этих акций:  Зенина Алена, Васюхно Василина,   Авакян Кристина, Авакян Диана, Савельев Алексей, Шихалева Анна, Круглов Александр и другие учащиеся. Сейчас идет активная  подготовка учащихся по акции 2011-2012 годов «Оккупированное, но не сломленное Ставрополье». Работы победителей печатаются в сборниках СКО ВООПИиК. Сборник «Юность, опаленная войной», Ставрополь, Аргус, 2011: Авакян Кристина «Ровесница», Васюхно Василина «Вспомним забытых героев», «О них не написано книг», Савельев Алексей стихи, Шихалева Анна  «Наша школьная бабушка», Хорунжая Анастасия «Династия подводников Бурмистровых», Смирнова Вероника «Юный герой Великой Отечественной», Облогина Н.В. «Живая связь поколений».

Совет музея награжден Благодарственным письмом  администрации Библиотеки – музея имени И.А. Бурмистрова Ставропольской централизованной библиотечной системы за творчество при проведении Устного журнала «С русским воином через века» в рамках акции «Великий сын великого народа».

Работа в архивах, музеях, встречи, переписка с интересными людьми, беседы с непосредственными участниками и очевидцами событий –  эти формы работы воспитывают уважение к историческому прошлому, осознание  сопричастности к делам своего народа. Атмосфера постоянного поиска, радость собственного открытия способствуют воспитанию творческой инициативы ребят, их самостоятельности.

Таким образом, деятельность школьников в исследовательской работе на базе школьного музея, увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовать свои личностные качества.

Получайте новые статьи прямо на почту
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Оставить комментарий