Тренинг предоставляется в электронном варианте

Свежие комментарии

Тренинг предоставляется в электронном варианте

SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
Подписчиков:
Сабмит в закладки

Подпишись на обновления сайта Введи свой e-mail:

Летчики военно-морской авиации – земляки, участники Великой Отечественной войны

Получайте новые статьи прямо на почту
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

«Для русских моряков нет лёгкого пути,

нет трудного пути — есть славный путь!»

Адмирал П.С.Нахимов

       Отечественный военно-морской флот — составная часть вооруженных сил страны. В морских сражениях Великой Отечественной войны приняли участие не только корабли и подводные лодки советского флота, но и боевые самолеты. Советская морская авиация внесла ощутимый вклад в победу. В годы войны морская авиация произвела около 76 300 боевых самолетовылетов, потопив более 970 транспортов и 410 вражеских кораблей охранения, общий тоннаж которых составляет около 780 тыс. тонн. Именно на долю морской авиации пришлось около 2/3 потопленных и поврежденных кораблей противника. За годы Великой Отечественной войны 17 дивизий и полков авиации ВМФ были представлены к званию гвардейских, 57 соединений стали орденоносными, 241 морской летчик был представлен к званию Героя Советского Союза, а 5 летчиков получили эту награду дважды. [19]

     Актуальность данной темы в том, что данный материал  может использоваться на уроках литературы, истории, обществознания, при проведении внеклассных мероприятий, способствовать      формированию   у  школьников сопричастности к судьбе своей страны,  духа патриотизма и гордости за героическое прошлое уходящего поколения.

  Объект исследования:   История Великой Отечественной войны через судьбы конкретных людей.

Предмет исследования:  судьбы земляков, участников Великой Отечественной войны, летчиков морской авиации.
 Цель: изучить биографии земляков, служивших в морской авиации в военное время, их вклад в Победу в Великой Отечественной войне.
 Задачи:

— Изучить литературу о  Военно- морской авиации;

— углубить свои знания о Великой Отечественной войне, об истории родного края;

— Собрать материал о земляках, участниках Великой Отечественной войны, летчиках морской авиации.
— Систематизировать и оформить собранный материала, использовать его при проведении экскурсий и бесед, уроков в школьном музее.
Методы исследования: 

-Сбор и анализ литературы и материалов по теме
-Встречи с ветеранами и старожилами микрорайона Ташла города Ставрополя, запись их воспоминаний;
— Работа с документами музея МБОУ СОШ №28

— Работа с документами музея библиотеки- музея им. Бурмистрова А.И.

Основная часть

1.Обзор литературы

     В процессе работы над темой была изучена следующая литература:Бунькова Р.  «Их именами названы улицы Ставрополя»,  Вершинин К. А. «Четвёртая воздушная», «Герои боёв за Крым», «Герои Советского Союза Военно-Морского Флота», «Крылья над морем». Работа с литературой позволила более точно и образно изучить обстановку, в которой жили герои исследования. Часть материала была получена в ходе встреч со старожилами микрорайона Ташла Облогиным В.П., Григорьевым Ю.П., Доманским В.М., а также в фондах школьного музея сохранились воспоминании сестры Воловодова Б.Н. — Беленко А.Н., Ковалева С.Я.- участника десанта на Эльтиген, старожилов города Деркачева А.А., Облогиной А.Л.

            2. Летчики военно-морской авиации — земляки

Среди наших земляков, участвовавших в Великой Отечественной войне было много летчиков военно-морского флота. Широко известны: Минаков Василий Иванович – гвардии генерал-майор Герой Советского Союза, Разгонин Александр Иванович — гвардии подполковник, Герой Советского Союза, Филиппенко Владимир Васильевич — гвардии полковник, командир 174 гвардейского Краснознаменного Печенгского авиационного истребительного полка им. Дважды Героя Советского Союза Сафонова Б.Ф., летчик-снайпер, Герой Советского Союза Севрюков Леонид Иванович, Голодников Николай Герасимович — генерал-майор, Герой труда Ставропольского края: почетный гражданин Ставропольского края и города Ставрополя, Заслуженный военный летчик СССР. В нашем музее хранится книга «Генерал из легенды» Михаила Цыбулько с автографом Голодникова Н.Г. [Приложение 1], [11,20]

Данное исследование посвящено летчикам, проживавшим в микрорайоне Ташла города Ставрополя.

2.1Воловодов Борис Наумович

     Родился 21 июля 1914 года в поезде, когда его мать возвращалась домой от отца, находившегося в командировке в городе Грозном. С 7 лет пошел в школу, ничем особенно не выделялся: в свободное время помогал родителям, играл с ребятами. После окончания седьмого класса Борис Наумович уехал в техникум в г. Иванове и получил профессию теплотехника по доменным печам. Но не давала ему покоя мечта о небе. В 1938 году окончил Херсонскую авиашколу. [9,8] Вернувшись в родной город, Воловодов стал одним из первых летчиков-инструкторов в Ставропольском аэроклубе, который дал стране 9 героев Советского Союза. В конце 1940 года Б.Н. Воловодова перевели в г. Куйбышев, где он также работал инструктором в аэроклубе. Когда началась война, его долго не отпускали на фронт: нужно было готовить летчиков. [14] С 1 августа 1943 года он находился на действительной военной службе в кадрах Военно-Воздушного Флота. В сентябре 1943 года Воловодов окончил курсы командиров звеньев и был направлен в 47-й штурмовой авиационный полк 11-й штурмовой авиационной дивизии ВВС Черноморского флота, командовал там сначала звеном, потом эскадрильей. [1,2] [Приложение 4]

     За время своего участия в боевых действиях лейтенант Борис Воловодов совершил 15 боевых вылетов на штурмовку войск противника. Эскадрилья под его командованием потопила 2 сторожевых корабля и 4 быстроходные десантные баржи. 3 ноября 1943 года Воловодов в составе группы из 12 штурмовиков «Ил-2» вылетел на штурмовку скоплений техники и живой силы противника в районе посёлка Эльтиген (ныне — в черте Керчи). [3,10] Несмотря на вражеский зенитный огонь, лётчики произвели штурмовку. Когда она уже почти была завершена, с запада появилась группа бомбардировщиков «Ju-88». Весь боеприпас закончился и на полной скорости «Ил-2», пилотируемый Борисом Наумовичем, нагнал один из «Ju-88» и таранил фашистский самолет, погибнув при этом в полном составе. [7] [Приложение 3]

В телеграмме на имя генерал-лейтенанта авиации Т. Ермаченкова командование армией сообщило: «Передайте летному составу ВВС ЧФ, поддерживающему нас в бою за восточный берег Крымского полуострова, спасибо от пехоты нашей армии. Летчики оказали нам очень большую помощь в отражении 37 контратак противника с танками, которые противник предпринял в течение двух дней. Имена лейтенанта Воловодова Бориса Наумовича и Быкова Василия Леонтьевича, протаранивших вражеский  «Ju-88», мы запишем в списке героев нашей армии». [13,4]

     Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 ноября 1943 года лейтенант Борис Воловодов посмертно был удостоен высокого звания Героя Советского Союза. Также был награждён орденом Ленина и медалями. [5,6]

     В нашем музее сохранились материалы по изучению биографии Б.Н. Воловодова, которая проводилась в 1988 году. Сохранились воспоминания Ковалева Стефана Яковлевича, очевидца подвига Воловодова. [Приложение 5]Он был в рядах десанта, которому оказывали помощь летчики в поселке Эльтиген. Была установлена связь с краеведческим музеем г. Керчь, где есть улица, носящая имя Б.Н. Воловодова. В поселке Кача есть памятник летчикам-черноморцам, совершившим воздушный       таран, на котором есть имя Бориса Наумовича.

      Ребята нашего клуба в 1988 году вели большую работу по увековечиванию имени героя в нашем городе. Они обращались в горисполком с просьбой увековечить имя Воловодова мемориальными досками, переименовать ул. Пригородную и присвоить ей имя Героя Советского Союза Б.Н. Воловодова. Обращались в общество охраны памятников к Осипову Анатолию Степановичу, который также был в нашей школе. Были собраны подписи жителей улицы Пригородной. Эти подписи, а также биография, воспоминания людей, знавших Б.Н Воловодова, описание его подвига были переданы в горисполком.  Ребята также выступили на районном пленуме общества охраны памятников. Туда же они пригласили подполковника в отставке Григорьева Ю.П., который поддержал наши предложения и ярко рассказал о заслугах нашего земляка. [21,22] После долгого ожидания было получено официальное сообщение из горисполкома: «В целях увековечивания памяти Героя Советского Союза Воловодова Бориса Наумовича, исполком городского Совета народных депутатов

Решил:

  1. Просить исполком краевого Совета народных депутатов переименовать улицу Пригородную в городе Ставрополе в улицу им.Б.Н. Воловодова.
  2. Присвоить отряду 5 «а» кл. СШ №28 им.Героя Советского Союза Воловодова Б.Н.
  3. Октябрьскому районному исполкому (т.Костенко) установить мемориальные доски в школах №28 и №64, где учился и жил Воловодов Б.Н. и решить вопрос по исполнению и оплате этих работ за счет районного бюджета.
  4. Отразить подвиг Героя Советского Союза Воловодова Б.Н. в экспедиции музея им. Г. К. Праве»

     Началась перестройка, и в то время это решение не было осуществлено.  Но в настоящее время имя героя увековечено. В городе есть улица (c 2005 года) и школа, носящие его имя. [12,15] 27 ноября 2000 года была установлена мемориальная доска на доме №22, улица Пархоменко, где жила семья  Бориса Воловодова после переезда из домика возле железной дороги в районе Кожзавода. [Приложение 2]

2.2 Облогин Петр Леонтьевич

Облогин Петр Леонтьевич,  родился в 1907 году в городе Тула, в семье рабочего. Вскоре семья переехала в Ставрополь. Отец работал на кожевенном заводе электриком, семья была большая: четыре брата и две сестры. Петр Леонтьевич был самый старший, поэтому ему с малолетства пришлось помогать родителям. Он рано пошел работать на завод. Закончил 10 классов. Активно участвовал вместе с Бурмистровым И.А. в построении Советской власти в Ставрополе. В 1928 году был призван в РККА и послан в артиллерийское училище в город Киев. Там же закончил курсы летчиков. В 1934 году был направлен в г. Ейск в военное летное училище. В 1935 году закончил летную школу и направлен на ДВК, где находился до 1940 года. [Приложение 6] Там же принимал участие в Хасановских событиях. В 1940 году был направлен на курсы повышения квалификации в город Николаев, где пришлось в первые часы войны принимать участие в боях. По приказу командования школа была эвакуирована в г. Ейск, а оттуда  Петра Леонтьевича направили на Север в г. Мурманск, где он воевал до конца войны.

    В должности штурмана морской авиации он летал в любую погоду. Не раз ему приходилось бомбить передний край противника, вести воздушную разведку в Баренцевом море, высаживать диверсионные группы в тылу врага, минировать фарватеры, наносить торпедные удары по фашистским кораблям, обеспечивать партизан продуктами, боеприпасами. [19]

      Однажды во время атаки Петр Леонтьевич, раненый, потопил корабль водоизмещением шесть тысяч тонн. Экипаж  погиб, самолёт спасти не удалось. Летчику пришлось спуститься с парашютом в море, оказавшись в шестистах километрах от берега, около получаса находиться в спасательной шлюпке. Его подобрала подводная лодка. Около месяца он был вместе с экипажем, уничтожавшим корабли противника. За успешно выполненное задание Петр Леонтьевич был награжден орденом Красного Знамени. [23]

      Командир эскадрильи Облогин Петр Леонтьевич возвращался на свой аэродром с очередного задания. Над территорией, занятой противником, его обстреляли зенитчики. Летчик попал на крутой склон сопки, покрытый глубоким сугробом; раненный в ногу, с переломом руки в течение нескольких голодный, он пробирался к своим. Его опять считали погибшим. Когда в часть сообщили о том, что найден летчик, за ним приехали, то не могли узнать, и лишь огромные черные глаза выдали его. Потом в лазарете в Большой Ваинге (ныне г. Североморск), где Петр Леонтьевич лечил застуженные легкие, раны, он получил награды: орден Красной Звезды, медаль за оборону Заполярья. [Приложение 7]

     Орден Отечественной войны I степени. Эскадрилья получила задание по уничтожению штаба гитлеровцев на побережье. 1943 год фашистские генералы собрались для обсуждения дальнейших военных действий, но задуманное не было выполнено. Помешали летчики.

      Июль 1944 года. У берегов Норвегии был обнаружен конвой противника, который двигался на восток под усиленной охраной. Самолеты – штурмовики, торпедоносцы и пикирующие бомбардировщики расправились с врагом на море. За участие в разгроме вражеского конвоя Петр Леонтьевич получил еще один орден Красного Знамени. [14]

        В том, что все закончилось в мае 1945 года, есть и заслуга моего земляка – Облогина Петра Леонтьевича. Он до последних дней войны в звании майора защищал северные районы нашей страны. То, о чем я знаю, рассказывают его награды: пять орденов, десять медалей, грамоты верховного командования, а также фотографии, воспоминания, когда-то скупо изложенные самим летчиком, а также рассказы его сына Владимира Петровича Облогина.

     В 1953 году был мобилизован. Активно занимался патриотическим воспитанием молодёжи. [Приложение 8]Часто выступал в школах, краеведческом музее, на производствах, был бессменным председателем уличного комитета. Неоднократно награждался грамотами за активную работу. Награжден грамотой к 100-летию В.И. Ленина и медалью. [Приложение 9], [22] Материалы об Облогине Петре Леонтьевиче переданы в библиотеку-музей имени И.А. Бурмистрова и музей школы № 32.

                                   Заключение

Изучение материалов по теме, знакомство с судьбами земляков, летчиков ВМФ — продолжается. В результате исследования узнали много интересного об участии их в Великой Отечественной войне, о вкладе в Победу.

   Эталоном ратного подвига стал воздушный таран, когда лётчик, ставя на карту собственную жизнь, обрушивал удар своей машины на самолёт врага. Воздушный таран не был предусмотрен воинским уставом, наставлениями или инструкциями. Советские лётчики прибегали к такому крайнему средству не по приказу. Ими двигала любовь к Родине, ненависть к захватчикам, чувство долга и личной ответственности за судьбу страны. Главный маршал авиации дважды Ге рой Советского Союза Новиков говорил: «Воздушный таран — это не только молниеносный расчёт, исключительная храбрость и самообладание. Таран в небе – это готовность к самопожертвованию, последнее испытание на верность своему народу, своим идеалам. Это одна из наивысших форм проявления того самого морального фактора, присущего советскому человеку, которого не учёл и не мог учесть враг». Отличительной особенностью морских летчиков было то обстоятельство, что им часто приходилось действовать над водной стихией. Летчик, решившийся на воздушный таран, понимал, что море дает меньше шансов остаться в живых, чем суша. Даже удачный прыжок с парашютом и благополучное приводнение не гарантировали им жизнь, особенно при попадании в холодную воду. Многие летчики замерзли и утонули прежде, чем их смогли обнаружить и оказать помощь. Во время Великой Отечественной войны советские лётчики совершили более 600 таранов. Более 2/3 из них приходится на 1941-1942 годы — самый тяжёлый период войны. В части люфтваффе был разослан циркуляр, запрещавший приближаться к советским самолётам ближе, чем на 100 м во избежание тарана. Непостижимые жертвы принес Советский Союз. В каждой семье не дождались родных с той Великой Войны. Тем важнее сохранить память о минувшей Великой войне, о тех, кто защищал нашу Родину в те суровые годы.

Литература

1. Авдеев М. В. У самого Чёрного моря. Книга 3. М.: ДОСААФ, 1975.

2. Авиация и космонавтика СССР. — М.: Воениздат, 1968.

3. Бессмертные подвиги. — М.: Воениздат, 1980.

4. Вершинин К. А. Четвёртая воздушная. — М.: Воениздат, 1975.

5. Герои боёв за Крым. — Симферополь: Таврия, 1972.

6. Герои Советского Союза Военно-Морского Флота. 1937—1945. — М.: Воениздат, 1977.

7. Иванов П. Н. Крылья над морем. — М.: Воениздат, 1973.

8. На грани возможного. — 2-е изд., испр. И доп. — М.: «Лимб», 1993.

9. Герои твои, Херсонщина. – Симферополь: «Таврия», 1980. –

10. Подвиг во имя Родины. – Кн. 3. – Куйбышев: Куйбышевское Н. Изд., 1975.

11. Цыбулько М.Л.. Геренарал из легенды —Северо-Кавказский гуманитарный институт, 1999.

Источники

12. www.vecerka.ru/gazeta/print/?articleID=937 о переименовании проездов и площадей в городе Ставрополе

13.http://partizzan1941.ucoz.ru/load/morskie_razvedchiki1943/2-1-0-3820
документальный ролик о действиях летчиков-североморцев

14.http://topwar.ru/14298-sovetskaya-morskaya-aviaciya-v-gody-velikoy-otechestvennoy-voyny.html  документальный фильм  «Советская морская авиация в годы Великой Отечественной войны»

15 .http://www.krab.crimea.ua/?p=8705 Керчинский рабочий

16.http://www.sevmemorymap.info/details.php?photoid=355 памятник

17.http://airaces.narod.ru/all/tarans_chm.htm немецкий самолет Воздушные тараны над Чёрным морем

18 .http://318ocap.ucoz.ru/index/garnizon_kacha/0-9      сайт посвященный морской авиации Кача, памятник  совершившим таран

19. http://topwar.ru/14298-sovetskaya-morskaya-aviaciya-v-gody-velikoy-otechestvennoy-voyny.html — Советская морская авиация в годы Великой Отечественной войны

20. http://www.smga.ru/ms-den-aviacii-vmf.htm

21. Материалы школьного музея. Работе по изучению жизни и подвига Б.Н.Воловодова. фонд №2831, 1779, 1454.

22. Воспоминания старожилов города Ставрополя: Григорьева Ю.П., Доманский В.М.

23. Материалы из семейного архива Облогина В.П.

Получайте новые статьи прямо на почту
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Оставить комментарий