Тренинг предоставляется в электронном варианте

Свежие комментарии

Тренинг предоставляется в электронном варианте

SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
Подписчиков:
Сабмит в закладки

Подпишись на обновления сайта Введи свой e-mail:

История микрорайона Ташла города Ставрополя

Получайте новые статьи прямо на почту
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

   Россия имеет богатейшую историю, которую необходимо знать каждому её гражданину. Но история состоит не только из общезначимых глобальных событий, но и ежедневных, которые происходят в каждом небольшом местечке огромной страны. Каждый молодой человек должен знать не только общероссийскую историю, но и историю своей малой Родины. Именно с этого начинается любовь к большому Отечеству. Без уважения к памяти предков невозможна любовь к Отечеству, не возникнет и гражданская ответственность за сегодняшнюю жизнь в стране. И начинать нужно с истории семьи, школы, города,

 С помощью краеведения мы приобщаемся к многовековому опыту общества жизни  конкретной территории. Жизнеспособные проекты будущего можно строить только на критическом переосмыслении реального опыта, а не исторических мифов. Только таким путём можно сформировать активного гражданина, осознающего личную ответственность за судьбу своей земли.

       Многие из наших соотечественников потеряли духовные ориентиры именно потому, что они не знают прошлого, выходящего за рамки личного опыта. Краеведение помогает каждому почувствовать теснейшую связь минувшего с настоящим, передаёт из поколения в поколение идеалы мира, добра, справедливости.

Целью творческой работы является:

  • Изучение отношения учащихся МОУ СОШ №28 г. Ставрополя к понятию «Малая Родина», из знаний по истории микрорайона, установить роль семейного и индивидуального опыта о формировании этих знаний.
  • Сбор и исследование исторического материала по истории микрорайона Ташлы г. Ставрополя.
  • Систематизация собранного материала и использование при проведении экскурсий и бесед в школьном музее.

Достижение цели осуществлялась следующими методами:

  • Работа с исторической литературой;
  • Анкетирование учащихся школы;
  • Работа с документами фондов Краеведческого музея имени
  • Г.К. Прозрителева и Г.Н. Праве.
  • Выявление семей, являющихся коренными жителями Ташлы, беседы с ними.

 

 

1. Отношение учащихся МОУ СОШ №28 г. Ставрополя

к изучению истории малой Родины.

С целью получения информации о представлении учащихся МОУ СОШ №28  города Ставрополя о понятиях «Родина» и «малая Родина» в  декабре 2007 года было проведено исследование с применением анкетирования. ( Приложение 1) Целью исследования явилось определение содержания, границ и  факторов формирования понятий «Родина» и «малая Родина», рассмотрение роли семейного и индивидуального опыта в формировании представлений об этих понятиях.

В анкетировании приняли участие 173 учащихся 5-11–х классов. Результаты исследования приведены в Приложении 2.

У большинства респондентов  понятие «Родина» ассоциируется с   понятием «малая Родина». Всего 1,7% (3 чел.) сказали о родине-России, у остальных такой ассоциации не возникало. 65% родились в Ставрополе, но родиной его считают 73%.

Для всех респондентов родина – это, в первую очередь, эмоционально-психологическая категория. Она связана с местом рождения постольку, поскольку место рождения – в соответствии с определенным типом сознания – определяет сущность человека.(24%)

Понятие родины и представление о ней проецируются на жизненный путь. Это первые впечатления детства, данные в ощущениях и переживаниях. Родина — это «свой» социум. .(24%) Прежде всего, это ближнее окружение – родственники, друзья. (40%)

 Велика доля лиц, считающих, что знать историю родного края необходимо (60 %), что позволяет сделать предположение о наличии у учащихся интереса к городу, в котором они живут и который считают своей Родиной.

Интерес к истории родного города измерялся при помощи шкалы «согласия – не согласия» с определенными суждениями – индикаторами. В результате обработки и анализа данных также стало возможным изучение субъективной оценки респондентами объема своих знаний об истории родного города / края. Так, доминирующий вариант оценки здесь – «знаю недостаточно» (45%).

Данные исследования позволяют сделать вывод о том, что основными носителями информации об истории родного города являются родственники, преподаватели в учебных заведения города, а также литература о родном городе / крае.

Мнения большинства опрошенных  (88,9%) сошлись на том, что г. Ставрополь отличается от других городов. Основные отличительные характеристики города, по мнению респондентов, – природно-климатические условия, а также высокий уровень культуры.

Исследование позволило определить семьи, которые проживают в городе более 20 лет (27%) и на Ташле (12%). Среди них были выявлены сторожилы, общение с которыми помогает в изучении истории микрорайона.

2.Откуда берет начало Ташла

 

   Наш город Ставрополь – исторический возникший в 1777 г. как крепость №8

Азова — Моздокской укреплённой линии. [22] Первыми поселенцами были драгуны Владимирского драгунского полка. У них не было выбора благоприятных мест, чтобы ускоренно возвести жильё, опасная военная обстановка, близость противника (горцев) не позволяла удаляться от крепости. Поэтому Солдатская слобода была построена казаками  непосредственно у восточного основания Крепости Горы. Об этом интересно рассказывается в книге «Крепость в степи» [6] . Так возник исторический центр нашего города: его парк, связанный с именем М.Ю. Лермонтова, первый театр на Кавказе, Тифлисские ворота, через которые проезжали и Грибоедов, и Пушкин. [15],  [4]

 В ходе становления Ставропольской крепости, вокруг неё, сначала по необходимости, а затем почти стихийно стали возникать жилые районы: Воробьёвка, Старый и Новый Фортштаты, Мутнянка, Мамайка, Ташла. [22]

В период образования в 1785 г. Кавказкой губернии, впервые в местной печати появилось сообщение о заселении Ташлы переселенцами: «Осенью 1785 г. Ставрополь пополнился 843 переселенцами, которым предстояло построить себе жилища на земле, отведённой им на Ташле».  ( Ставропольские губернские ведомости, май 1892 г.) [20].

Поселения людей всегда строились по соседству с протоками рек или в непосредственной близости от водоёмов. [14]. Источники влаги содействовали созданию поселений. Так возникли территориально – административные образования. И как правило, таким небольшим районам сами жители неофициально присваивали наименования соседствующих с ними рек. Так случилось и с районом Ташла, который расположился на берегу речки Ташлы. [1] Название реки Ташлы и возникло в далёкие времена её одноимённого городского предместья, краеведами расшифровывается так: Таш – слово тюрского происхождения, означает скалу, возвышенность. До возникновения г. Ставрополя, она называлась Ташла – Сырт – каменная возвышенность. [9]. Глубокая балка, по которой протекает речка и крутые склоны, прилегающие к её правому и левому берегам, получили одноимённое название – Ташла.

 В архивных документах вековой давности отмечается, что река ранее носила наименование – р. Чла, а еще ранее Аджилю.[5] Их  две. Сливаются они на подступах к Чапаевскому переезду. К большому сожалению, эти речушки в настоящее время очень мелководны.

Однако интересен следующий факт. В 1850г. в местной печати, в « Ставропольских губернских ведомостях» в рубрике « Любопытные заметки» появилось сообщение, свидетельствующее о своенравии этой речушки под названием Ташла (Чла).

  « Происшествие на реке Чле». « В географии России мы читаем: « Город Ставрополь находится при реке Чле».Важный титул реки, которым почитали бедный ручей, в сухое летнее время легко переходимый по наброшенным камушкам, словом, ручей в нормальном положении едва влекущий воды свои, заставляя приезжих чинить расспросы о реке, которую они напрасно искали». Но как известно и на старуху бывает проруха. Так и здесь: весной 1850 г. произошёл случай, который немногие могли заметить, из – за быстротечности его: « На переезде через речку Члу близ хутора Лукина по дороге в объезд в станицу Михайловскую, быстротою скопившейся от дождей воды опрокинуло трёхконную телегу, вместе с находившимися в ней не служащим казаком и урядником. К сожалению, были пострадавшие» .[20]

3. Дореволюционная Ташла

 

Первые сведения в архиве о жителях района имеются по состоянию на 1896 г. В это время отсутствовала какая – либо планировка. Застройка проводилась хаотично, без участия землемеров, архитекторов, путём самовольного захвата земли. Наименования будущих улиц, нумерация домов отсутствовали. [16], [20].

 В 1903г. составлен план территориального района Ташлы. Определены улицы, переулки: было 8-Евдокиевских улиц и 3-Заташлянских, 5-Ташлянских. [7]

  До революции и после традиционным занятием жителей района было выращивание овощей и фруктов, которые потом поступали в продажу. «Садоводством занимаются преимущественно те из жителей, которые живут по Ташле и Мамайке,где сады изобилуют преимущественно сливами, вишнями, кизилом, крыжовником, красной и черной смородиной, отчасти малиной; кое-где разводят персики, но они мелки и невкусны; разводят также виноград, но не в большом количестве; есть и тутовые сады, но шелководством занимаются весьма мало.»[11]Хотя в начале 19 века упоминается шелководство.  «На левой стороне р. Члы.Купцы : Илья Волков,Георгий Архундаки и гость Николай Веницианов имеют огороды для разведения тутовых деревьев.»  [2]

  Было одно промышленное предприятие – это кожевенный завод купцов Деминых  (первоначально винокуренный). Этот завод работал до начала перестройки. После установления советской власти Демин некоторое время оставался управляющим завода.

                     Повседневная жизнь поселенцев Ташлы в начале ХХ века продолжала быть однообразной, замкнутой и далёкой от каких- либо новшеств. Народ лишён каких-либо очагов культуры, развлечений. Вот один из голосов отчаяния, помещённых в газете « Северокавказкий край»:

 «Ни одна окраина города так безнадёжно не отрезана от культурного городского центра, как Ташла. Здесь до 2000 дворов, с населением свыше 10.000 чел. Оставлены за чертой возможности городской культуры.

 Ставрополь подошёл к обрыву, к этой огромной разъединяющей балки и …остановился… Та единственная преграда, которая легла между городом и этой злосчастной окраиной, создала настолько прочную техническую трудность, что не остаётся тени надежды на возможность это положение вещей.

 Это исключительно невыгодное положение Ташлы чувствуется сейчас в вопросах минимального удобства общественной жизни: нет фонарей на улицах, нет дорог, не поставляется почта, не ездят извозчики ночью (весною, осенью и зимой – даже днём). Городская управа относится к Ташле, как к своему пасынку: какое ей дело до захолустья, которое даже в далёком будущем в городском хозяйстве занимает третьестепенное место». (1914г.) [20]

  « Ташла, является пригородом, напоминает собой одну из затонувших в садах  деревеньку. Она является главной  поставщицей на местных рынках всевозможной зелени, ягод, фруктов.  Начиная с самой ранеё весной, и вплоть до самой осени идёт неустанная, без разгиба спины работа. С утра – полка, а с обеда – заготовка зелени. С ранним рассветом женщины, нагруженными огромными на коромыслах узлами тянутся медленно в гору. Подъём крутой и приходится не раз отдохнуть. Трудно в сухую погоду, а в ненастную – это сопряжено с большой затратой времени и труда – скользкий с ухабами путь, тяжёлые узлы и притом надорванные на работе силы.

Осенью в путь этот ухудшается. Интересно отметить, что в городе существует общество покровительства и защиты животных от жестокого обращения. Вот бы отцы города в осеннюю или весеннюю распутицу заглянули сюда, а вместе с ними и члены общества. Они увидели бы, как мучаются люди и животные». («Гость»1915г.) [20]

Так уж повелось на православной Руси, что русский народ, где бы он не проживал, его влекло в церковь. Если её не было в местном  населённом пункте, прихожане, хотя и реже, но посещали даже значительно отдаленный храм.  Строительство храмов, как правило, положительно сказывалось на нравственном поведении людей, способствовало, за счёт открытия при церкви приходских школ, повышению грамотности в народе. Такие школы были убогими, тесными и не могли охватить всех детей школьного возраста.

 Многочисленные просьбы ташлянских богомольцев были удовлетворены в конце 19 века. На Ташле была построена церковь, получившая название Евдокиевской во  имя Святой Преподобной мученицы Евдокии в 1893-1897 г. [8]Строительство церкви было осуществлено по чертежам Ставропольского архитектора Фёдора Карповича Кнорре, на средства Ставропольского мещанина Константина Викторовича Станкова,  завещанные в его распоряжение вдовою сотника Евдокией Никифоровной Малаховой. Частично на его собственные средства и на доброхотные пожертвования от различных лиц. Церковь освящена Епископом Ставропольским  и Екатеринодарским 21.12.1897г. В  Была открыта школа, которая располагалась в церковной сторожке. Первым учителем в ней был Феропонт Сергеевич Скоморохов. Он окончил курсы Ставропольского 4-х классного училища. Всего в школе было 22ученика из них мальчиков – 7; девочек – 15.

 Храм Святой Евдокии размещался на Евдокиевской  площади. [14].

В дореволюционный период в Ташлянском районе существовало ещё Ташлянское народное образовательное училище, которое было открыто 26 сентября 1882 г. – первое в истории района училище. [19], [21]  Содержалось на средства городской управы. Число учащихся 57.  Число учащихся 57 .44 мальчика и 13 девочек.[13] Затем оно именовалось Городское одно — классное училище во имя Н.В. Гоголя. [17]

4.Ташла после революции 1917 года

 

С целью воссоздания истории микрорайона Ташла были опрошены старожилы Ташлы: Облогин В.П., Григорьев Ю.П., Головко А.И., Бурмистров А.И. ,Останькович В.А.,Лычечев Д.И..

 В довоенное время Ташлянское народное образовательное училище стало семилетней школой, также как и бывшая церковно-приходская школа при Евдокиевской церкви. В военное время школы были разделены на мужскую и женскую. Школа им. Гоголя была мужской. В послевоенное время стала восьмилетней №31, а сейчас в этом здании находится Октябрьский дом детского творчества. На месте церковно-приходской школы после воны находилась школа №24.Эта школа также занимала и дом, на месте которого находится кинотеатр «Ставрополец». Это был дом священника. После революции в нем находилась комсомольская ячейка, в которой работали Акулов М.С., Бурмистров И.А., Облогин П.Л.  На месте Евдокиевской церкви было выстроено незадолго до войны здание школы №11, а во время войны в этом здании находился госпиталь. После войны недолгое время — железнодорожный техникум, сельскохозяйственная школа . [Приложение 3] Силами её учащихся на пустыре перед школой был разбит парк, который носит имя Трунова. [18] Были построены ещё 2 здания и открыта школа- интернат№1, которая просуществовала до 1989г. В здании школы была открыта школа №32, а в двух других — дом детства. Ребята дома детства стали учиться в обычных школах. В настоящее время в парке строится храм Александра Невского. В 1955  году, в новом здании  по улице Репина 146 открывается школа №11,куда переводят школу №24.В основном здании открывают детский сад, на месте дома священника  через год строят кинотеатр «Ставрополец».

Центральные улицы района: ул. Репина – 2-я Заташлянская, ул. Бурмистрова – 1-я Заташлянская, ул. Пригородная (расположена школа №28) – 3-я Заташлянская.

           Эти улицы пересекают Евдокиевские: ул. Трунова – 1-я Евдокиевская, ул. Российская – 2-я Евдокиевская, ул. Белорусская – 3-я Евдокиевская.  [10] , [12].

             Когда в августе 1942г. немцы вошли в Ставрополь, то их расселили в домах у местных жителей и на Ташле, а в здании школы совсем недолгое время был дом отдыха для немцев. Потом сюда свезли раненных советских солдат. Местные жители сами за ними ухаживали, кормили, чем могли. Вера Семёновна Пьявкина собирала с подругами одежду для раненых и помогала им бежать. Местные жители спасли, всех кто мог ходить, лежачих же при отходе немцы расстреляли.

               Школа № 32 носит имя Героя Советского Союза Бориса Наумовича Воловодова , который вырос на Ташле, но долгое время никто не знал о подвиге земляка. Членам клуба «Искатель»  школы №28 рассказал об этом Григорьев Ю.П. Ребята подали сведения о герое в Краевую книгу памяти. Нашим ребятам посчастливилось общаться с сестрой  героя – Беленко Александрой Наумовной, очевидцем подвига – Ковалёвым Стефаном Яковлевичём. Ребята нашей школы собрали большое количество подписей жителей улицы Пригородная с просьбой переименовать её в улицу им. Воловодова, к сожалению, эту инициативу тогда, в 1987 году, не поддержали. В школьном музее есть стенд, рассказывающий о подвиге Бориса Наумовича Воловодова. В настоящее время одна из улиц Октябрьского района носит имя героя.

Борис Наумович Воловодов находился на фронте с 1943г. Участвовал в боях по освобождению Таманского полуострова, поддерживал десант на Керченском полуострове. 3 ноября 1943 г. в районе посёлка Эльтиген таранным ударом сбил вражеский бомбардировщик, при этом сам погиб.

В 1975г. школа №11 расширила свои владения, пристроив к старому корпусу новое здание. Эта школа носит имя Ивана Алексеевича Бурмистрова , подводника, капитана 1 ранга, Героя Советского Союза. Это звание он получил первым из ставропольцев в 1938 г. за образцовое выполнение боевых заданий командования в Испанской Революции. В честь героя названа одна из главных улиц Ташлы, где проживал Бурмистров и где сейчас живёт его сын – так же моряк, капитан 2-го ранга Анатолий Иванович Бурмистров.  [3]  В музее школы №28 есть стенд, из которого ребята узнают о жизни и подвиге героя, а Анатолий Иванович проводит встречи с учащимися школы. Эту школу закончила с отличием внучка героя Елена Бурмистрова. На улице Бурмистрова находится библиотека –музей И.А. Бурмистрова.

              Самой молодой в микрорайоне является школа №28, по ул. Пригородной №70. Была она построена в 1963 . Часть педагогического коллектива СШ №11 перешла в новую школу. Сами красили окна, парты. Перешел и первый директор школы Солодов Михаил Дмитриевич. Он был директором школы №24, а также школы №11.

 Вот его краткая биография. Родился 22 июня 1919г. в с. Круглолесском. Жили очень бедно, родители – крестьяне. Когда началась гражданская война и село заняли белые, отца расстреляли. Закончив в родном селе 7 классов, поступил в педагогическое училище. Был направлен на работу в Петровский район, заочно окончил Ставропольский пединститут. В 1939г. был призван в армию, в первые дни войны был призван на фронт. Воевал около Ростова. Был ранен в плечо. Рука перестала действовать. Полгода лечился в Средней Азии, после чего демобилизовался. После освобождения Ставрополя работал инструктором райкома партии в Изобильном, затем в районе с. Тахта, Михайловске, а потом в Ставрополе. Имел правительственные награды. В нашей школе, продолжая дело отца,  долгое работала  учителем русского языка и литературы его дочь Гусева Алла Михайловна. Школу окончили его внуки.

В 1975г. в школе создан и активно работает Музей Боевой Славы. В нём есть стенды, посвящённые учителям нашей школы, участникам Великой Отечественной Войны: это Багринцев Алексей Егорович – учитель труда, который всего несколько лет как ушёл на пенсию, но продолжает работу по патриотическому воспитанию ребят нашей школы. С первых дней войны он был на фронте, потом плен. Тяжёлый путь по концлагерям, освобождение и снова фронт.

Шутко Анатолий Григорьевич- учитель истории. Совсем молодым попал на фронт. Ранение,  тяжкие  последствие которые дают знать всю жизнь. Но когда позволяет здоровье Анатолий Григорьевич приходит на встречу с ребятами.

  К сожалению, остальных уже нет с нами. В нашей школе училась внучка учителя музыки Рябцева Леонида Васильевича- Козлова Света, окончила школу с медалью. Она передала материалы о своём дедушке и среди них уникальная фотография, маленькая, пожелтевшая. На ней надпись «Рейхстаг. 1945г.  Я и Вася Казанчан » – это об известном пятигорском художнике, выставки которого неоднократно проводились в нашем городском музее изобразительного искусства.

В школьном музее собраны материалы о ветеранах войны — жителях микрорайона, о воинах – ветеранах Афганской войны. Ребята привезли уникальные находки из экспедиции в хутор Дыдымкин, где проходили самые тяжёлые бои, и где был остановлен  враг. Это остатки снарядов времён Великой Отечественной войны, ребята вместе с ветеранами сами вырыли их из земли. И сами убедились, что земля до сих пор там заполнена остатками той войны.

  Один из стендов рассказывает о дивизии, которая в годы войны формировалась в городе Ставрополе: 97-я гвардейская Полтавская    краснознамённая, ордена Суворова и Богдана Хмельницкого стрелковая дивизия.

            Раньше в микрорайоне школы проживало несколько ветеранов этой дивизии. Несколько лет назад ушел из жизни последний ветеран, Колымагин Алексей Васильевич, который долгие годы активно сотрудничает с музеем нашей школы.

              Особое внимание сапёрам. Один из стендов рассказывает о сапёрах – ставропольцах  3- й  гвардейской  Берлинской орденов Богдана Хмельницкого, Александра Невского и Красной Звезды инженерной бригады. Мы поддерживаем связь с частью, в которой они служили, которая дислоцируется  в  г. Муроме. 21 января – день инженерных войск России – для нас это тоже праздник.

         Наша школа носит имя героя Советского Союза – Дмитрия Михайловича Карбышева  и  со  дня своего существования, которое существует под руководством инженерных войск России и непосредственно Военно-инженерного университета им. Куйбышева, где преподавал Дмитрий Михайлович Карбышев.

       В 1970г. на средства, заработанные учащимися во дворе школы торжественно открыт памятник Герою. Инициатором сбора средств для строительства памятника была Погорелова Антонина Васильевна, в то время организатор школы. Антонина Васильевна учитель, который работает в школе с её основания до сих пор. На открытии присутствовали люди лично знавшие Карбышева: Ивашкевич – узник Маутхаузена, генерал – майор Лазанович – ученик Карбышева, Маслеников – автор книги о герое.

           Учащиеся нашей школы неоднократно были участниками Карбышевских слётов. Первый слёт, в котором посчастливилось участвовать ребятам школы № 28 проходил в г. Калинине (Тверь) в 1972 г., руководителем делегации была Бурдыкина Раиса Максимовна, которая и теперь работает учителем начальных классов, а среди делегатов была ученица 7 класса, теперь учительница математики нашей школы и руководитель музея Облогина Нина Владимировна. Затем слёты:

                                           1980г.          в г. Гродно

                                           1982г.          в г. Курган

                                           1984г.          в г. Калининград

                                           1985г.          в г. Волжском

                                           1988г.          в г. Тюмень

                                           1990г.          в г. Омск

                                           1995г.          в г. Нахабино

                                           1998г.          в г. Волжском

2001г.          в г. Нахабино

2007г.          в г. Балашиха.

      С каждого слёта ребята приезжают полные энергии, впечатлений, новых идей. Неоднократно ребята встречались с дочерью героя – подполковником в отставке Еленой Дмитриевной Карбышевой. Эта хрупкая, маленькая женщина, но с удивительно молодыми глазами, внушала и детям, и взрослым восхищение. В 2006г. её не стало.

            В 1998г. школа была награждена за большую работу по военно-патриотическому воспитанию Грамотой Министерства Обороны России.

          Наш клуб «Искатель», существующий при музее, активно сотрудничает с Клубом Фронтовых друзей, руководитель которого долгое время был наш друг – Герой Советского Союза Мартыненко Михаил Петрович, его уже нет с нами, совсем немного не дожил он до очередной 55 -й годовщины Победы.

            Активно работают ребята с клубом «Фронтовичка» при Октябрьском районе. А Людмила Васильевна Иващенко, которая совсем молоденькой девочкой попала на фронт, в госпиталь, совсем как добрая бабушка для  учащися школы. Ребята устраивают ей праздники, дни рождения, помогают, если нужно, не стесняются – заходят, узнают как у неё дела. А Людмила Васильевна не ждёт приглашений. Напечёт пряников, блинов – и к ребятам. Угостит, заодно узнает, как учится, как ведёт себя. Похвалит, пожурит если надо.

        Очень много можно рассказывать о друзьях нашей школы. Ещё мы сотрудничаем с Краевым комитетом Ветеранов войны, которым руководит Лычев Даниил Иванович, человек, который прошёл всю войну, освобождал  Северный Кавказ от фашистов, долгое время работал на Ташле и всегда охотно приходит в нашу школу, приглашает нас для участия в акции «Живая летопись Великой Отечественной  войны». Даниил Иванович привёз из Москвы нашему музею Грамоту Российского комитета ветеранов.

          На территории микрорайона школы, у в хода на Ташлянское кладбище есть своеобразный мемориал. Могила Виктора Подоймы, погибшего во время выполнения  воинского долга в Афганистане. Ребята чтят его память. Так же как и погибших учеников нашей школы в 1999 г. в Дагестане Александра  Зацепина и  в 2000 г. в Чечне Александра Щербакова. В музее школы бережно хранятся материалы об этих ребятах и других выпускниках школы, побывавших в горячих точках. Регулярно проводятся встречи с ними, а 15 февраля – это особая дата в школе, так же как и официальные дни Воинской Славы.

           Рядом с могилой Виктора Подоймы находится мемориал, героям гражданской войны. Ведь через наш город проходил описанный Серафимовичем «Железный поток». Ребята следят, чтобы там всегда было чисто и цвели цветы. Граница, разделяющая белых и красных, проходила по улице Репина. Днём, как правило, боевые действия не велись. В музее есть воспоминания этих событий – Облогина Анастасия Леонтьевна. Окопы белых находились как раз перед кладбищем, белые, забрав у населения тёплые вещи, в них и ночевали. Потом подошёл бронепоезд красных (сейчас ещё сохранился Туапсинский мост от старой железной дороги, где стоял бронепоезд) и начал бить по этим окопам и белые отошли в сторону Михайловки, вслед за ними на Астрахань двинулся « Железный поток». А мемориал был сооружён в 60-е годы по инициативе Облогина Петра Леонтьевича, который был очевидцем этих событий, а после войны вёл активную работу по патриотическому воспитанию молодёжи. Военный лётчик, прошедший всю войну в Заполярье, награждённый  тремя орденами Боевого Красного знамени и орденами Отечественной войны и  боевыми медалями. Было много ранений, не однажды был он сбит, падал в Северный Ледовитый океан, но был спасён советской подводной лодкой, дважды его считали погибшим.

      Семья  Облогиных послилась на Ташле незадолго до революции. Приехали из г.Тулы. Сначала жили в домике по улице Пригородная, возле кладбища. А в 1928 году глава семьи Облогин Леонтий Спиридонович купил дом у своей сестры Курициной на пересечении улиц Репина и Трунова. Всю жизнь Леонтий Спиридонович проработал на кожевенном заводе, сначала электриком, потом сторожем. Умер в 1969 году, в возрасте89 лет. В семье было 4 сыновей и 2 дочери. Старшим сыном был Петр Леонтьевич, который женился на Жировой Антонине Семеновне. Семья Жировых проживала  на Ташле , по улице Репина с более раннего периода.  [20 ].

Заключение

Многие современные молодые люди не знают не только общероссийскую историю, но также историю своей малой родины и даже не хотят этого, ибо собираются покинуть не только ее, но и Россию. Это подтверждают и результаты проведенного анкетирования. Они не хотят иметь исторические корни, которые связывают их как с местом, где они родились, так и с Россией в целом. Но во всем мире ценятся те знания, в которых человек имеет представление о стране и месте, где он родился и откуда родом. Краеведение и история в целом могут помочь молодым людям приобщиться к великому прошлому нашей страны и гордиться тем, что они являются российскими гражданами. Если человека научить любить свою малую родину, то он будет гордиться своей большой Родиной также и вряд ли уедет в другие страны и если уедет, то будет делать все от него зависящее для блага России, ибо он будет патриотом.

История Ставрополя в целом и его  микрорайона  Ташла являются уникальным материалом для исследования.  Уходят старожилы, и мы стараемся пока ещё есть такая возможность, узнать как можно больше о людях и истории нашей малой Родины -микрорайоне с загадочным названием Ташла, чтобы потом рассказать эту историю нашим гостям и тем, кто будет жить здесь после нас.  Пробел архивных свидетельств может восполнить устная история, историческая память отдельной личности, отдельной семьи .

Воссоздавая прошлое и осмысливая жизнь наших предков, попытаемся через призму истории понять предшественников и современников чтобы самим стать чище и духовно богаче, внести свой посильный вклад в развитие города.

Получайте новые статьи прямо на почту
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Оставить комментарий