Тренинг предоставляется в электронном варианте

Свежие комментарии

Тренинг предоставляется в электронном варианте

SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
Подписчиков:
Сабмит в закладки

Подпишись на обновления сайта Введи свой e-mail:

Духовно-нравственное воспитание личности средствами математического образования

Получайте новые статьи прямо на почту
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

В наши дни проблема духовно-нравственного образования стоит в обществе как никогда остро. Резкий отказ от идеологии прошлого привёл к падению у молодежи чувства сопричастности к истории родины. В современном российском образовании возрождение нравственности и духовности постепенно осознаётся как важная задача.
О приоритетах духовно-нравственного воспитания в образовании говорится в федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения, а именно в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»: «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».
Духовно-нравственное воспитание  — становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.
Задача духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества, такие как долг, честь, совесть, достоинство, стали внутренними стимулами личности ребенка,.
И уроки математики дают возможность для осуществления этого процесса. Абстрактные схемы математики почти на каждом уроке, дополняются и иллюстрируются конкретным содержанием. Это и содержательный материал текстовых задач, исторические сведения, таблицы, графики и даже стихи.
Духовно-нравственное воспитание средствами математики возможно через отбор содержания материала, через структуру урока, организацию общения. К.Д.Ушинский утверждал, что даже обучение грамоте можно сделать гуманным и духовным. Обучение математике призвано содействовать расширению и обогащению жизненного опыта человека. Воспитательная функция математики осуществляется не столько благодаря её содержанию, сколько за счет использования связанного с этим содержанием обширного материала, который расширяет жизненный опыт, формирует мировоззрение и убеждения учащихся.
Математика является не просто областью знаний, а прежде всего, элементом общей культуры, языком научного восприятия мира. Математика учит строить и оптимизировать деятельность, вырабатывать и принимать решения, проверять действия, исправлять ошибки, различать аргументированные и бездоказательные утверждения. В процессе изучения математики у учащегося воспитываются: трудолюбие, усидчивость, упорство в достижении намеченной цели, умение не останавливаться перед трудностями.
Довольно часто можно услышать от старшеклассников слова: «Зачем учить эти синусы, производные, ведь в жизни мне это не пригодится». Обязательно надо как можно чаще показывать учащимся значимость математики для дальнейшего образования и практической жизни.
Экономическая, военная безопасность, технологическая независимость страны зависят от математической грамотности ее граждан.
Математика нужна для интеллектуального развития личности. В 1267 году знаменитый английский философ Роджер Бекон сказал: «Кто не знает математики, не может узнать никакой другой науки и даже не может обнаружить своего невежества.»
В качестве эпиграфа на уроках хорошо использовать высказывания выдающихся людей о математике.
1.«Человек есть дробь. Числитель это – сравнительно с другими – достоинства человека; знаменатель – это оценка человеком самого себя. Увеличить своего числителя – свои достоинства – не во власти человека, но всякий может уменьшить своего знаменателя – свое мнение о самом себе, и этим уменьшением приблизиться к совершенству» Л.Н. Толстой.
2.»… мы проиграли русским за школьной партой». Дж. Кеннеди.
3. «Арифметика и геометрия нужны каждому воину». Платон.
4….Математика — это цепь понятий: выпадет одно звенышко — и не понятно будет дальнейшее. Н.К. Крупская
5.Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их! Д. Пойа
6.Трудность решения в какой-то мере входит в само понятие задачи: там, где нет трудности, нет и задачи. Д. Пойа
Математические задачи отражают различные стороны жизни, несут много полезной информации, поэтому их решение является одним из звеньев в системе воспитания вообще, нравственного и трудового в частности. Хорошо подобранные и правильно методически расположенные задачи помогают ученику усвоить теоретический материал, вызывают потребность в новых знаниях. Одним из действенных средств является творческая работа по составлению задач самими учащимися с использованием различного иллюстративного и исторического материала.
Воспитание на примере выдающихся личностей всегда было одним из самых действенных приемов. Школа, в которой я работаю, носит имя Героя Советского Союза, доктора военных наук, профессора, генерал-лейтенанта инженерных войск Д.М.Карбышева. В школе имеется музей, где представлен материал о легендарном генерале. Личность Карбышева – выдающаяся. На примере его деятельности и биографии строится воспитательная работа в школе. Пример Д.М. Карбышева может быть использован для духовно-нравственного воспитания не только во внеклассной работе, но и показать роль математики в жизни общества, ее применения для обороны страны.
Большие возможности дают уроки геометрии. При изучении темы о расстоянии между двумя точками можно привести примеры практического приложения математики в военном деле: вычисления расстояния от места наблюдения до цели, например, ракетной установкой и движущейся целью. Это расстояние постоянно меняется как переменная математическая величина. При стрельбе по движущейся цели возникает задача измерения расстояния до цели, в данном случае постоянно меняются координаты цели, в зависимости от этого соответственно меняется расстояние до нее.
При изменении углов обращается внимание учащихся на историческую значимость этой величины. С введением понятия угла представилась возможность определять расстояния до любого объекта, измерять высоты объектов, углы крена самолетов, курс их полетов. По мере изучения курса геометрии учащиеся постепенно убеждаются в том, что понятие угла имеет очень важный прикладной характер. Классическим способом определения расстояния до недоступной точки был и остается угломерный, геометрический способ.
Большой воспитательный эффект имеют нестандартные уроки, построенные с использованием материалов героического прошлого нашей страны под девизом «Наука побеждать!» Книга с одноименным названием принадлежит великому русскому полководцу А.В. Суворову, который не потерпел ни одного поражения. Его высказывания прекрасно вписываются в такие уроки.
Современное поколение детей не могут и представить себе все, что пережила наша Родина за годы войны, но мы не вправе забывать об этом, и должны не только в дни юбилейных торжеств, вспоминать о подвиге нашего народа. Урок математики становится для них не просто уроком, на котором нужно решать, вычислять и заучивать формулы, а пробуждает чувства сопричастности к величию своей страны. Решение задач с патриотическим содержанием дает возможность учащимся задуматься о тяготах военных лет.
Задачи с патриотическим содержанием
1) Конструкторы в годы войны создали немало первоклассной техники, среди них – истребитель «ЯК-3» (А.Яковлев). Максимальная скорость «ЯК-3» 720 км/ч., а немецкого истребителя «Мессершмитт Bf.109» на 120 км/ч. меньше скорости «ЯК-3» и на 30км/ч больше скорости другого истребителя Фокке-Вульф FW-190. Найти скорость немецкого истребителя и сравнить их со скоростью «ЯК-3».
2) На Руси к хлебу было всегда особое отношение. «Хлеб всему голова.» Хлебом-солью встречают гостей. Но настоящую цену хлеба понимаешь тогда, когда его не хватает. Из литературных произведений, фильмов, рассказов ветеранов вы знаете, как голодно жили люди во время войны и в послевоенный период. Существовало такое понятие «пайка»- маленький кусочек хлеба, который выдавали на целый день, и который был единственным продуктом питания. Особенно туго пришлось жителям блокадного Ленинграда.
1. Подсчитайте, сколько граммов весит 1/8 часть буханки хлеба массой в 1 кг? (125 г).
2. Какую часть буханки составляет одна треть от восьмушки? (1/24 часть буханки).
3. Сколько граммов приходится на 1/24 часть буханки? (Примерно 41,66г).
4. Что больше: 1/24 или 1/16? Представьте, что этими дробями выражаются доли хлебного пайка. В каком пайке больше хлеба? На сколько граммов? (В 1/16 части буханки хлеба больше, чем в 1/24 части примерно на 21 г).
Одна такая “восьмушка” была дневным рационом ленинградцев в самые тяжелые дни блокады этого города. Блокада длилась 900 дней, но самым трудным периодом оказалась зима 1941-1942 гг., когда основные городские припасы были уничтожены немецкими самолетами. Только зимой 1942 г. стал лед на Ладожском озере, и по нему была проложена в город дорога, названная дорогой жизни.
3)Максимальная скорость танка Т-34, который был лучшим в мире в годы войны, 55км/ч, а скорость фашистского танка того же класса Т-III – 40 км/ч. Успеют ли наши танки захватить переправу, если, по данным разведки, фашистские танки находятся от нее на расстоянии 20 км, а наши – 24 км? При этом нужно учесть, что на пути советских танков есть труднопроходимый участок длиной 4 км, который можно преодолеть только со скоростью 30 км/ч?
При прохождении темы «Таблица квадратов и квадратных корней» можно рассказать о штурманских таблицах, разработанных сотрудниками математического института Академии наук и широко применявшихся во время войны в авиации дальнего действия. Ни в одной стране мира не было штурманских таблиц, равных этим по своей простоте и оригинальности.
Интересен материал о том, как под руководством академика Л.Н.Колмогорова и его учеников были выполнены работы в области теории вероятности, которые использовались во время войны для нахождения самолетов и подводных лодок противника. Исследования Л.Н.Колмогорова в области теории стрельбы помогли увеличить эффективность огня артиллерии.
Эффективность подобных бесед повышается при сопровождении их показом компьютерных презентаций.
В краеведении очень много чисел. В своей работе на уроке использую тот огромный потенциал, который несет в себе краеведение. Воспитание патриотизма, уважения к старшим, их судьбе строится на конкретной исторической почве.
Воспитание должно быть ориентировано на достижение современного национального воспитательного идеала – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее нашей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. В воспитании подрастающего поколения огромна роль учителя и школьных уроков, независимо от предмета. Математика обладает огромным воспитательным потенциалом. «Математика похожа на мельницу: если вы засыплете в нее зерна пшеницы, то получите муку, если же засыплете отруби, отруби и получите.» (Андру Филлинг Хаксли)
ЛИТЕРАТУРА
1.Государственные образовательные стандарты нового поколения в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся : Резолюция принятая участниками конференции [Текст] // Вестник образования России. — 2008. — № 5. — С. 71 — 74.
2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Министерство образования и науки Российской Федерации. — М. : Просвещение, 2010. – 31 с. — (Стандарты второго поколения).
3.Гнеденко, Б. В. Математика и математическое образование в современном мире/Б. В. Гнеденко.- М: Просвещение. 1985.
4.Данилюк, А. Я. Концепция духовно — нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я.Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков.- М. : Просвещение, 2009. – 23 с. — (Стандарты второго поколения).
5. Колягин Ю.М., Луканкин Г.Л., Мокрушин Е.Л. и другие. Методика преподавания математики в средней школе. Частные методики / М., Просвещение, 2007.
6.Кордемский, Б. А. Великие жизни в математике/Б.А. Кордемский.- М: Просвещение. 1995.
7.Майданов, А. С. Методология научного творчества/А.С. Майданов. — М.: Издательство ЛКИ. 2008.
8. Рогановский Н.М., Рогановская Е.Н. Методика преподавания математики в средней школе. В 2 частях. Часть 1. Общие основы методики преподавания математики (общая методика) Москва, «Витязь», 2009 г.
9.Селевко, Г. К. Современные образователные технологии./ Г. К.Селевко. — М: Народное образование, 1998.
10.Щербаков, Р. Н. Процесс обучения: от объяснения — к пониманию/Р.Н. Щербаков.- Педагогика. 2007.-№5

Получайте новые статьи прямо на почту
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Оставить комментарий