Тренинг предоставляется в электронном варианте

Свежие комментарии

Тренинг предоставляется в электронном варианте

SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
Подписчиков:
Сабмит в закладки

Подпишись на обновления сайта Введи свой e-mail:

История образования в микрорайоне Ташла г. Ставрополя

Получайте новые статьи прямо на почту
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

  Образование — это процесс осуществляемый в интересах личности и общества. В образовании объединяются обучение и воспитание, обеспечивающие культурную преемственность поколений и готовность человека к выполнению социальных и профессиональных ролей. В образовании человек осваивает систематизированную совокупность нравственных и культурных ценностей, соответствующих его интересам и ожиданиям. Образование в соответствии с интересами и способностями личности — одно из фундаментальных прав человека.

 Результатом образования (конечно, с учетом воздействия и других факторов: наследственности, семейного воспитания, самовоспитания и др.) является все последующее поведение, деятельность, образ жизни человека, а так же способность к самокритике и самокорректировке. Эти процессы имеют большое значение для становления творческих установок личности, движущих не только индивидуальное, но и общее культурное развитие.

Требования к образованию на каждом этапе общественно-исторического развития обусловлены характером и организацией жизни общества. В современных условиях значение образовательной и научной деятельности возрастает многократно, так как весь мир переживает время, насыщенное глобальными, национальными и локальными проблемами, решение которых дает возможность облегчить жизнь каждого отдельного человека. В этих условиях высококлассная система образования выступает как один из решающих факторов сохранения цивилизации.

Целью творческой работы является:

  • Изучение отношения учащихся МОУ СОШ № 28  г.Ставрополя к необходимости получения качественного образования.
  • Сбор,  исследование, систематизация  исторического материала по развитию образования в  г. Ставрополе, а также в микрорайоне Ташла.
  • Использование собранного материала при проведении экскурсий и бесед в школьном музее.

Достижение цели осуществлялось следующими методами:

  • Работа с исторической литературой;
  • Анкетирование учащихся школы;
  • Работа с документами фондов Краеведческого музея имени Г.К. Прозрителев и Г.Н. Праве;
  • Выявление людей, которые преподавали и прошли обучение в школах микрорайона Ташла, беседы с ними.

1. Отношение учащихся МОУ СОШ № 28 г. Ставрополя к изучению истории образования на Ташле.

Для  получения информации о представлении учащихся МОУ СОШ № 28 города Ставрополя об истории образования в микрорайоне Ташла, в ноябре 2008года было проведено исследование с применением анкетирования. [Приложение №1]. Целью исследования явилось определение содержания знаний учащихся об истории возникновения школ в микрорайоне Ташла города Ставрополя, а также изучение отношения к необходимости получения качественного образования.

В анкетировании приняли участие 259 учащихся 5-11-х классов школы. Результаты исследования приведены в Приложении №2.

У большинства респондентов имеются знания о возникновении первой школы в микрорайоне Ташла, хотя учащиеся 5-х и 6-х классов показали низкий уровень знаний. Велика доля лиц, считающих, что знать историю возникновения своей школы необходимо, что свидетельствует о наличии интереса к родной школе. Мнения большинства опрошенных сошлись на том, что получение качественного образования необходимая мера для успешности в будущем.

  1. 2.   Историческая справка о развитии образования                        в городе Ставрополе.

Первая начальная двухклассная школа была открыта в городе только в 1804 году, на 27 году жизни города, и то это была «партикулярная» школа, т.е. содержащаяся на общественный счет, главным образом за счет пожертвований. Для привилегированного сословия в 1838 г. был открыт пансион Е.И.Крупье, кроме этого было открыто ещё два частных училища – училище Александра Щербо (1844-1849г.г.) и училище Октавии Федоровой (1848г).[1].  Я.М. Неверов, бывший директор училищ Ставропольской губернии ходатайствовал об открытие воскресных школ для бедных, хотя его проект не был поддержан губернатором. Но в мае 1861 г. было решено, что бесплатная воскресная школа для бедных будет открыта при гимназии.[15] С целью улучшения подготовки педагогических кадров 1 июля 1912 г. был открыт Ставропольский Учительский институт.[1]

В конце XIX века (1892 г.) на Ташле была построена церковь, получившая название Евдокиевской во имя Святой Преподобной мученицы Евдокии в 1893-1897г.г.[7] Строительство церкви было осуществлено по чертежам Ставропольского архитектора Ф.К.Кнорре, на средства Ставропольского мещанина К.В.Стаканова, завещанные в его распоряжение вдовою сотника Е.Н.Малаховой. При церкви была открыта школа. Всего в ней было 22 ученика.[10]. Храм Святой Евдокии размещался на Евдокиевской площади.[14] В дореволюционный период в районе существовало ещё Ташлянское народное образовательное училище, которое было открыто 26 сентября 1882 г., содержалось на средства городской управы.[8] ,[10] Число учащихся – 57 человек. [2] Затем оно переименовалось в Городское одноклассные училище им. Н.В.Гоголя.[13]

В начале ХХ в. в Ставрополе функционировало 9 средних учебных заведений. Одна профессиональная школа, одно высшее начальное училище и 53 начальных школы. Из них 3 светских двухклассных и 41 одноклассные, 1 двухклассная церковно-приходская и 8 одноклассных церковно-приходских. За 1917 г., благодаря повышенному вниманию Временного правительства к проблемам образования, было организовано более 100 школ грамотности.
С установлением Советской власти на Ставрополье, здесь началась революционная перестройка всей системы народного образования. Были закрыты все сословные учебные заведения, гимназии и пр. Вместо них создавалась единая светская общеобразовательная политехническая школа. Это школы 1-й и 2-й ступени (3 и 4 года обучения), фабрично-заводские семилетки, школы крестьянской молодежи, школы фабрично-заводского ученичества и пр. Декрет советского правительства от 26 декабря 1919 г. о ликвидации неграмотности стал новым шагом в развитии образования. По всей губернии были созданы чрезвычайные комиссии по ликвидации безграмотности. [8]

Сегодня Ставрополь — центр просвещения, науки и культуры края. Здесь располагаются десятки высших учебных заведений, в которых обучается более 30 тысяч студентов. Особое место занимают Ставропольский государственный университет, который открылся в 1930году, Ставропольский государственный аграрный университет (1932г.), Ставропольская государственная медицинская академия (1937г.), Северо–Кавказский государственный технический университет (1957г.) .[4,10]

3.История школ микрорайона Ташла.

Октябрьский ДДТ.

С целью воссоздания более полной картины истории были проведены интервью с Гусевой А.М. (преподавателем русского языка и литературы) – дочерью Солодова М.Д. (директора школ Октябрьского района), Облогиным В.П.- учителем ИЗО и черчения всех школ микрорайона, Погореловой А. В., Кучковской А. М., Козетинской Н. Д. старейшими педагогами  МОУ СОШ № 28, Останьковичем В.А.- первым директором МОУ СОШ №32.

Первым учебным заведением на Ташле было Ташлянское народное образовательное училище. Открылось оно 26 сентября 1882 года. Позднее было переименовано в городское одноклассные училище имени Н. В. Гоголя. В довоенное время Ташлянское народное образовательное училище стало семилетней школой. Школа им. Гоголя в послевоенное время стала восьмилетней №31.[Приложение № 4]

В краевых архивах сохранились имена первого директора школы – Надежды Богдановой, учителей Александры Бенедиктовой, Надежды Федюшиной. Интересен с точки зрения истории список первых 36 учащихся, в котором перечисляются не только они сами, но и их родители.[16]

Шло время. Здание школы ветшало, и в октябре 1989 года (к этому времени она была уже средней) ее закрыли. Номер передали современной школе на улице Васякина.

Старое здание продолжает функционировать. Сегодня здесь — Дом детского творчества Октябрьского района. [Приложение № 3]

МОУ СОШ № 32, г. Ставрополь, ул. Трунова, 71.

При Советской власти, после варварского уничтожения Храма, в 1936 году, перестала существовать и церковно- приходская школа. Часть той школы сохранилась до наших дней, она входит, как фрагмент, нынешнего здания Дома культуры. [Приложение №5] После революции в нем находилась комсомольская ячейка, в которой работали Акулов М.С., Бурмистров И.А., Облогин П.Л., а затем школа № 24.  В основном здании был открыт детский сад, на месте дома священника  через год построили кинотеатр «Ставрополец». [Приложение 10] В настоящее время здание бывшего детского сада принадлежит дому детства. На месте бывшей Евдокиевской церкви было выстроено незадолго до войны здание школы №11, (ныне МОУ СОШ №32). Во время войны в этом здании находился госпиталь. После войны недолгое время – железнодорожный техникум, сельскохозяйственная школа.  На пустыре перед зданием школы был разбит парк, который носит имя Трунова. После уничтожения церкви, постепенно были разрушены и многочисленные памятники, соседствовавшие с Храмом. В настоящее время в парке построен храм Александра Невского.

Первым директором МОУ СОШ № 32 был В.А.Останкевич. Школа носит имя Героя Советского Союза Б.Н. Воловодова [Приложение № 6], который вырос на Ташле, но долгое время никто не знал о подвиге земляка.

Родился Борис Наумович в 1914 году в г.Грозном в семье рабочего. Русский. Учился Борис на Ташле в начальной школе 1-й ступени № 18, где сейчас находится школа № 32. Окончил ее в 1926 году и продолжил учебу в железнодорожной школе № 64. В 1938 году окончил Херсонскую лётную школу. На фронте находился с 1943 года. Окончил курсы командиров звеньев. Совершил 15 боевых вылетов на штурмовку вражеских войск. Его эскадрилья потопила два сторожевых корабля и четыре быстроходные десантные баржи. 3 ноября 1943 года в районе поселка Эльтиген (ныне в черте г. Керчь), обнаружил вражеский бомбардировщик, таранным ударом сбил его, при этом сам погиб.17.11.1943 года ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.[9]

Членам клуба «Искатель» школы № 28 рассказал об этом старожил Ташлы, полковник в отставке Григорьев Ю.П.  Ребята общались с сестрой героя – Беленко А.Н., очевидцем подвига – Ковалевым С.Я., подали сведения о герое в Краевую книгу памяти, собрали большое количество подписей жителей улицы Пригородная с просьбой переименовать её в улицу  им. Воловодова.  К сожалению, эту инициативу тогда, в 1987 году не поддержали. В настоящее время одна из улиц Октябрьского района носит имя героя. Б.Н. Воловодова.

МОУ СОШ № 11, г. Ставрополь, ул. Репина, 146.

11 школа 196.

Школа под № 11 возникла в 1955 году на перекрестке улиц Репина и Трунова. Это старое 2-х этажное здание. В основном здании был открыт детский сад, на месте дома священника через год построили кинотеатр «Ставрополец». В настоящее время здание бывшего детского сада принадлежит дому детства. В 1975 году школа № 11 расширила свои владения, пристроив к старому корпусу довольно вместительное новое помещение. Если в прежней школе было всего 10 классных комнат, то в новой количество кабинетов увеличилось до 36.

Первым директором школы был Солодов Михаил Дмитриевич. Школа носит имя И. А. Бурмистрова, подводника, капитана 1 ранга, Героя Советского Союза. [Приложение № 7] Это высокое звание он получил первым из ставропольцев в 1938 году за образцовое выполнение боевых заданий командования в Испанской революции. В честь героя названа одна из главных улиц Ташлы.[3а] Перед зданием школы № 11 установлен бюст И.А.Бурмистрова. На улице Бурмистрова находится библиотека-музей И.А.Бурмистрова. Там же на Ташле самая большая улица носит имя Героя. [Приложение № 8] После Отечественной войны И.А.Бурмистров работал директором на Ташлянском кожевенном заводе. Умер 28.08.1962 года, похоронен в г. Ставрополе на Даниловском кладбище.

МОУ СОШ № 28, г. Ставрополь, ул. Пригородная, 70

В 1963 году на ул. Пригородной построена новая школа № 28. В тот период в ней училось свыше 1000 детей. Занятия проходили в 21 классном помещении. Комнат явно не хватало. Занятия проходили в две смены в переполненных классах, по 40 человек в каждом. В 1990 году во время капитального ремонта, путем небольшой реконструкции 2 и 3 этажей, число классных помещений увеличилось до 24. Первым директором школы № 28 был выдающийся труженик народного образования Михаил Дмитриевич Солодов.

В 1975 году в школе был создан и активно работает Музей Боевой Славы. Заведует этим наглядным уголком славы, активно пополняет его новыми экспонатами и руководит поисковыми группами – Нина Владимировна Облогина. Ребята привезли уникальные находки из экспедиции в хутор Дыдымкин, Курского района,  где проходили самые тяжёлые бои, и где был остановлен  враг. Это остатки снарядов времён Великой Отечественной войны. Ребята вместе с ветеранами сами вырыли их из земли, и сами убедились, что земля до сих пор там заполнена остатками той войны.

Один из стендов рассказывает о дивизии, которая в годы войны формировалась в городе Ставрополе: 97-я гвардейская Полтавская    краснознамённая, ордена Суворова и Богдана Хмельницкого стрелковая дивизия. Несколько лет назад ушел из жизни последний ветеран, Колымагин А. В., который долгие годы активно сотрудничал с музеем школы. Другой стенд рассказывает о сапёрах – ставропольцах  3-й  гвардейской  Берлинской орденов Богдана Хмельницкого, Александра Невского и Красной Звезды инженерной бригады. Музей поддерживает связь с частью, в которой они служили, которая дислоцируется  в  г.Муроме.

Клуб «Искатель», существующий при музее, активно сотрудничает с Клубом Фронтовых друзей, руководителем  которого долгое время был Герой Советского Союза Мартыненко М. П., его уже нет с нами, совсем немного не дожил он до очередной 55-й годовщины Победы. Активно работают ребята с клубом «Фронтовичка» при Октябрьском районе. Школьный музей сотрудничаем с Краевым комитетом Ветеранов войны, которым руководит Лычев Даниил Иванович, человек, который прошёл всю войну, освобождал  Северный Кавказ от фашистов, всегда охотно приходит в школу, приглашает ребят для участия в акции «Живая летопись Великой Отечественной  войны».

В 1970 году, работавшей в школе пионерской дружине было присвоено имя генерал-лейтенанта инженерных войск, Героя Советского Союза – Д.М. Карбышева. Начало Великой Отечественной войны застало его в командировке в За­падном особом военном округе. При вы­ходе из окружения он был тяжело конту­жен и захвачен в плен. Фашисты сулили ему всяческие блага за переход к ним на службу, но Дмитрий Михайлович катего­рически отверг все их домогательства. В ответ гитлеровцы зверски били его, пыта­ли, мучили. Эсэсовцы доносили своим властям: «Карбышева можно считать безнадежным в смысле использо­вания его у нас в качестве специалиста военно-инженерного дела». На этом до­несении стояла резолюция: «Направить в концлагерь Флоссенбург на каторжные работы.». Но и каторжные работы в каменолом­нях не сломили Дмитрия Михайловича. В феврале 1945 года, после трех с полови­ной лет мучений, фашисты заморозили Карбышева, обливая водой во дворе лаге­ря смерти Маутхаузен.

Со дня своего существования школа № 28 участвует в движении «Юные карбышевцы» России и стран СНГ. В 1970 г. на средства, заработанные учащимися, во дворе торжественно открыт памятник герою. [Приложение № 9] Инициатором сбора средств, для строительства памятника, была Погорелова А.В. Антонина Васильевна, учитель, который работает в школе с её основания до сих пор.

На фасаде школы № 28 19 сентября 2008 года были открыты мемориальные доски её выпускникам, погибшим при выполнении воинского долга, А. Зацепину и А. Щербакову [Приложение № 9]

Школа была награждена за большую работу по военно-патриотическому воспитанию Грамотой Министерства Обороны России, Грамотой  Российского комитета ветеранов войны и военной службы. В 2007 году школа стала победителем в рамках всероссийского конкурса школ внедряющих современные образовательные технологии и получила гранд в 1 миллион рублей. Ежегодно с 2006 года учителя участвуют в конкурсе лучших учителей России «Приоритетный национальный проект «Образование». Победители: 2006 г. – Черных Г.И.; 2007 г. – Облогина Г. А.; 2008 г. – Козетинская Н. Д.

Заключение

Изучение деятельности школ дает представление о характере интеллектуальной среды города в разное историческое время.

Изучение исторической литературы, архивных документов, общение со старожилами  позволили узнать новое о жизни микрорайона, о развитии образования, о легендарных личностях, чья судьба связана с историей города. Большой интерес представляет изучение истории образования в микрорайоне в различные исторические периоды, эта тема в отношении школ Ташлы изучена мало, в литературе эти вопросы освящены очень слабо. Предполагается дальнейшее изучение школ микрорайона, создание экспозиций в музеях, воспитание учащихся на примере судеб выпускников, добившихся успеха в жизни, организации с ними встреч, создание на школьном сайте страницы, посвященной данному вопросу.

Из проведенных исследований видно, что некоторые  современные молодые люди  не осознают значимость того «багажа» знаний, который они получают в школах, (что подтверждают и результаты проведенного анкетирования). Но большинство учащихся понимают значимость образования. На всем протяжении обучения, основной задачей образования является развитие и саморазвитие человека как личности. Широкое и системное образование закладывает основу чувства собственного достоинства, уверенности, конкурентоспособности в меняющихся условиях жизни. 

Используемая литература.

  1. «Ставрополь – врата Кавказа: история, экономика, культура, политика: Материалы Региональной научной конференции, посвященной 225 – летию г. Ставрополя». – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002.
  2. Бахутов К. «Ставрополь в описаниях, очерках, исследованиях за 230 лет», под ред. В.А.Шаповалова, СГУ, 2007г.
  3. Беликов Г.А., С.Н.Савенко, «Облик старого Ставрополя». – Ставрополь: ООО Издательство «СНЕГ», 2007г.
  4. Валяровский К.И., «Ставрополь вчера, сегодня, завтра», Ставрополь, 1976г.
  5. Зимняя И.А., «Педагогическая психология», М.: Логос, 2001г.
  6. Кузнецов И.В., «Крепость в степи», Ставрополь, 1976г.
  7. Охонько Н.А., «Краткая историческая справка о храмах города Ставрополя», СГУ, 2007г.
  8. Стрелов В.И., «Ставрополь – «город просвещения». (О развитии образования в г. Ставрополе в XIX —  начале XX века) Ставрополь – врата Кавказа, Ставрополь, 2002г.
  9. Хомяков И.И., «Ташла (Исторический очерк)». – Ставрополь: Ставропольский Государственный Краеведческий Музей им. Г. Прозрителев и Г. Праве, 2000г.
  10. Хомяков И.И., «Хутор – Ставрополь», Ставропольский Государственный Краеведческий Музей им. Г. Прозрителев и Г. Праве, 1999г.
  11. Шацки П.А., Муравьев В.Н., «Ставрополь», Ставрополь, 1977г.
  12. Ставропольский Государственный Краеведческий Музей им. Г. Прозрителев и Г. Праве. Фонд 39.История города Ставрополя. Ед.хр.55. Фотодокументы, 1909-1913г.
  13. Ставропольский Государственный Краеведческий Музей им. Г. Прозрителев и Г. Праве.     Фонд 39. История города Ставрополя. Ед.хр.169.
  14. Ставрополь. Своя строка в истории…, книга 1, Ставрополь. Фонд духовного просвещения, 2002г.
  15. Ставропольский Государственный Краеведческий Музей им. Г. Прозрителев и Г. Праве.  Фонд № 85, «Народное образование», Опись № 1, Ед. хр. 47, 52.
  16.  Чернов – Казинский А. «Прошлое, настоящее и будущее Ставрополья – области, губернии, края», «Ставропольская, правда» от 22.10.2004г.

 

Получайте новые статьи прямо на почту
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Оставить комментарий